МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление водным хозяйством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление водным хозяйством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов представлений об административном, экономическом механизмах управления водным хозяйством
Основными учебными задачами дисциплины являются:
1. Изучение экономических аспектов взаимодействия общества и природы;
2. Анализ экономических проблем, связанных с изменением состояния окружающей среды и с использованием природных ресурсов;
3. Определение экономической ценности природных ресурсов и услуг;
4. Изучение возможностей государственного регулирования и рыночных инструментов в области охраны природы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-16 владением знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативную базу, регламентирующие деятельность водного хозяйства;
- современное состояние, перспективы и проблемы развития экономики водного хозяйства и менеджмента, основные задачи предприятий отрасли в условиях рынка;
- административные и экономические методы управления водным хозяйством.

3.2.Уметь:
3.2.1.- определять эффективность управления водным хозяйством;
- разрабатывать проекты программ по совершенствованию управления водным хозяйством.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.иметь
- навыки определения нормативов воздействия хозяйственной деятельности на природную среду;
- планирования экологической деятельности
- расчета основных экономических и управленческих показателей, используемых при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции водохозяйственных объектов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление водными ресурсами как элемент рационального природопользования
1.1. Задачи управления функционированием и развитием водохозяйственных систем на настоящем этапе Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Исторический обзор подходов к управлению водными ресурсами Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Водохозяйственные системы как большие кибернетические системы. Иерархия водохозяйственных систем Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль Практические 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Общие черты систем управления водными ресурсами Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Система управления водным хозяйством в РФ
2.1. Структура, состояние, проблемы и перспективы развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.2. Современное состояние водного фонда и водохозяйственного комплекса Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.3. Государственные органы управления водными ресурсами Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральный, бассейновый (региональный) и территориальный уровни управления водными ресурсами. Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.4. Полномочия государственных и муниципальных органов управления, водопользователей. Основные сферы государственного управления водными ресурсами: планирование использования и охраны водных ресурсов. Лекции 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.5. Основные сферы государственного управления водными ресурсами: информационное обеспечение процессов управления водными ресурсами Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.6. Назначение и содержание схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, назначение и основные подходы к нормированию водопользования Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.7. Экономический механизм использования и охраны водных ресурсов Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.8. Методология расчёта платы за использование водных ресурсов Практические 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.9. Право пользования водными объектами. Договор водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.10. Направления формирования экономического механизма использования и охраны водных ресурсов Сам. работа 7 8 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.11. Нормативно-правовая база управления, использования и охраны водных ресурсов Лекции 7 2 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.12. Основные федеральные законы, регламентирующие вопросы управления, использования и охраны водных ресурсов Практические 7 4 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.13. Основные федеральные законы, регламентирующие вопросы управления, использования и охраны водных ресурсов Сам. работа 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
2.14. Оценка воздействия на водные объекты в составе экспертируемой проектной документации Сам. работа 7 8 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Системы управления водным хозяйством в странах мира
3.1. Системы управления водными ресурсами в Европейском Союзе Практические 7 6 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Структура управления водными ресурсами в США, Германии, Великобритании, Японии Сам. работа 7 12 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.3. Природоохранная политика Европейского Союза и США Сам. работа 7 8 ОПК-7, ПК-16 Л1.3, Л2.3, Л2.1, Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Универсальная составляющая цели управления водными ресурсами в настоящее время – это:
а) использование и охрана водных ресурсов, обеспечивающие социально-экономическое развитие общества, биологическое разнообразие и нормальное функционирование водных экосистем на неограниченно длительный период времени;
б) использование и охрана водных ресурсов, обеспечивающие социально-экономическое развитие общества;
в) использование и охрана водных ресурсов, обеспечивающие биологическое разнообразие и нормальное функционирование водных экосистем на неограниченно длительный период времени.
2. Система управления водными ресурсами – это:
а) органы государственного и муниципального управления и водопользователи, объединённые общей целью;
б) комплекс согласованных и взаимосвязанных подходов к решению единой цели (использование и охрана водных ресурсов, обеспечивающие социально- экономическое развитие общества, биологическое разнообразие и нормальное функционирование водных экосистем на неограниченно длительный период времени) и реализуемых на их основе мероприятий;
в) комплекс мероприятий, нацеленных на рациональное использование и охрану водных ресурсов.
3. Основные критерии оценки эффективности систем управления водными ресурсами – это:
а) показатели, определяющие предельное состояние водохозяйственной системы;
б) количественные характеристики водных ресурсов и водохозяйственных систем;
в) функционирование; стоимость; надежность; время; требования к обслуживанию; гибкость.
4. Основные сферы государственного управления в области использования и охраны водных ресурсов:
а) разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; разработка государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов; нормирование водопользования; водный мониторинг; водный реестр; государственная экспертиза проектной документации; государственный контроль и надзор;
б) разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; разработка государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов; нормирование водопользования; государственный контроль и надзор;
в) разработка схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; разработка государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов; нормирование водопользования; водный мониторинг; государственная экспертиза проектной документации.
5. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности):
а) во всех случаях;
б) за исключением случаев, когда пруд или обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица;
в) в случае водных объектов, расположенных на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
6. На основании договоров водопользования водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии;
б) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов за исключением рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;
в) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии; судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов; осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуации и ликвидации их последствий; забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды); забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств; воспроизводства водных биологических ресурсов; проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов; проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; рыболовства, рыбоводства, охоты.
7. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:
а) обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава леса в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
б) обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций; судоходства; использования акватории водных объектов; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава леса в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;
в) обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций; водного мониторинга; забора воды для хозяйственно- питьевых нужд; разведки и добычи полезных ископаемых; проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов; подъема затонувших судов; сплава леса в плотах и с применением кошелей; забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ); организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.
8. Договор водопользования должен содержать:
а) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий; иные условия;
б) сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий; иные условия;
в) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий; иные условия.
9. Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать:
а) сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части;
б) цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования;
в) сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов); сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования; дополнительные сведения.
10. Формирование экономического механизма водопользования в Российской Федерации происходит в следующих направлениях:
а) финансово-кредитный механизм природопользования; экологическое страхование; экономическое стимулирование; развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой; формирование рынка экологических работ и услуг; совершенствование организационно-экономических методов природопользования;
б) учет и социально-экономическая оценка природно- ресурсного потенциала и экологического состояния территорий; планирование охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; финансово-кредитный механизм природопользования; экологическое страхование; экономическое стимулирование; развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой; формирование рынка экологических работ и услуг; совершенствование организационно-экономических методов природопользования;
в) финансово- кредитный механизм природопользования; экологическое страхование; экономическое стимулирование; развитие видов платы за пользование природными ресурсами в увязке с налоговой системой; формирование рынка экологических работ и услуг.
11. При начислении платежей за использование водных объектов используются следующие подходы:
а) затратный; монопольно-ведомственный подход (или разновидность затратного); результативный; затратно-ресурсный подход; рентный подход; воспроизводственный подход;
б) затратный; рентный подход; воспроизводственный подход;
в) затратный; монопольно-ведомственный подход; результативный; затратно-ресурсный подход; рентный подход.
12. Основные принципы определения платы за природные ресурсы заключаются в следующем:
а) плата за лучший ресурс должна быть выше, чем за худший; размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка с учетом региональных особенностей и межрегиональных связей; неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку, которую следует учитывать в расчетах и корректировать с течением времени; система платежей за пользование природными ресурсами должна вписываться в общую налоговую систему; способы изъятия и использования средств от платежей за природные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и охрану;
б) плата за лучший ресурс должна быть выше, чем за худший; величина платы должна быть достаточно высокой, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости производства; размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка с учетом региональных особенностей и межрегиональных связей; неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку, которую следует учитывать в расчетах и корректировать с течением времени; способы изъятия и использования средств от платежей за природные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и охрану и, с другой стороны, препятствовать перенесению экономической ответственности за нерациональное использование природных ресурсов и ущерб окружающей среде на потребителя конечной продукции;
в) плата за лучший ресурс должна быть выше, чем за худший; величина платы должна быть достаточно высокой, чтобы стимулировать снижение ресурсоемкости производства; размер платы должен учитывать конъюнктуру рынка с учетом региональных особенностей и межрегиональных связей; неиспользуемые природные ресурсы должны иметь потенциальную оценку, которую следует учитывать в расчетах и корректировать с течением времени; система платежей за пользование природными ресурсами должна вписываться в общую налоговую систему, но быть достаточно гибкой на региональном уровне; способы изъятия и использования средств от платежей за природные ресурсы должны быть адекватны величине и структуре общественно необходимых затрат на их воспроизводство и охрану и, с другой стороны, препятствовать перенесению экономической ответственности за нерациональное использование природных ресурсов и ущерб окружающей среде на потребителя конечной продукции.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Современное состояние водного фонда и водохозяйственного комплекса.
2. Основные проблемы использования и охраны водных ресурсов в РФ.
3. Водный фонд Российской Федерации. Моря, омывающие границы РФ и внутренние водоёмы.
4. Основные речные бассейны. Местный и транзитный водный сток. Трансграничные реки.
5. Проблемы дефицита водных ресурсов и их качества.
6. Структура, состояние, проблемы и перспективы развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации.
7. Общая структура системы управления.
8. Государственные органы управления водными ресурсами Российской Федерации и субъектов РФ.
9. Территориальный уровень управления водными ресурсами.
10. Локальный уровень управления водными ресурсами.
11. Полномочия муниципальных органов управления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Быков, А.П. Инженерная экология : учебное пособие: Новосибирск : НГТУ, 2011 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=228914
Л1.2 Стрелков А. К., Теплых С. Ю Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник: учебник Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
Л1.3 Каракеян В.И. Экономика природопользования: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Макар, С. В Экономика природопользования: учебник 2-е изд., перераб. и доп., 2011
Л2.2 Шитиков В. К., Розенберг Г. С., Зинченко Т. Д Количественная гидроэкология: методы системной идентификации: Тольятти: ИЭВБ РАН, 2003
Л2.3 И. И. Дрогомирецкий, Е. Л. Кантор, Г. А. Маховикова Экономика природопользования: краткий курс лекций М.: Юрайт, 2011
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О.В.Отто Экономика природопользования: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения географического факультета АлтГУ, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Код доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
Э2 2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Официальный сайт. Код доступа: http://www.mpr. ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Word, Exсel.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Web-атлас «Окружающая среда и здоровье населения России». http://www.sci.aha.ru/ATL/ra00.htm
2. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (официальный сайт). http://www.mnr.ru/
3.Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/
4. Справочник эколога: науч. - попул. журн. Профессиональное издательство: http://www.profiz.ru/eco/
5. Экология и промышленность России: обществ. науч. -техн. Журн. http://www.ecology-kalvis.ru/jour
6. Экология и жизнь: науч. - попул. журн. http://www.ecolife.ru/
7. www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
8. www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания при подготовке к лекциям

Лекции– форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических во-просов дисциплины «Кадастровая оценка земли» в логически выдержанной форме.
Методика чтения лекций
Лекции являются одним из основных методов обучения по дисциплине. Они должны решать следующие задачи:
- изложить важнейший материал программы дисциплины;
-познакомить с последними достижениями и проблематикой в данной области;
- развить у студента умение понять поставленную задачу, создать наиболее оптимальный ал-горитм поставленной задачи;
- развить навыки самостоятельного выбора способа решения задачи, выбора технологии ре-шения, составления и документирования информации.
Главной задачей каждой лекции является раскрытие сущности темы и анализ ее основных положений. Рекомендуется на первой лекции довести до внимания студентов структуру дисци-плины и его разделы, а в дальнейшем указывать начало каждого раздела (модуля), суть и его зада-чи, а, закончив изложение, подводить итог по этому разделу, чтобы связать его со следующим.
Содержание лекций
Содержание лекций определяется рабочей программой дисциплины «Экология». Крайне желательно, чтобы каждая лекция охватывала и исчерпывала определенную тему курса и представляла собой логически вполне законченную работу. На лекции желательно большую часть времени уделить рассмотрению примеров. Лучше сократить тему, но не допускать ее перерыва на таком месте, когда основная идея еще полностью не раскрыта.

Методические указания при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие само-стоятельности учащихся и приобретение умений и навыков.
Практические занятия нередко проводятся в форме семинаров, что позволяет студентам при-вить практические навыки самостоятельной работы с научной литературой, получить опыт пуб-личных выступлений.
Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углубленному изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На се-минарах студенты учатся грамотно излагать проблемы, свободно высказывать свои мысли и суж-дения, вести полемику, убеждать, доказывать, опровергать, отстаивать свои убеждения, рассмат-ривают ситуации, способствующие развитию профессиональной компетентности. Все это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту.
Методика проведения практических занятий (семинаров)
Целью практических занятий (семинаров) является:
- закрепление методов анализа;
- проверка уровня понимания студентами вопросов, рассмотренных на лекциях и по учебной литературе, степени и качества усвоения материала студентами;
- обучение навыкам решения поставленных задач и умение подобрать необходимый метод решения;
- восполнение пробелов в пройденной теоретической части курса и оказание помощи в его усвоении.
Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора литературных, статистических и картографических источников и самостоятельной работы с ними. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий.
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные во-просы плана семинара. Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нуж-ный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студен-там страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.
В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, раскрывают и объясняют основные положения пуб-личного выступления. В процессе творческого обсуждения и дискуссии вырабатываются умения и навыки использовать приобретенные знания для различного рода ораторской деятельности.