МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление региональной экономикой

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильУправление природопользованием
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_УП_12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 57
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 57 57 57 57
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Управление региональной экономикой

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 05.04.06 Экология и природопользование (квалификация (степень)"магистр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "29" марта 2017 г. № 243

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: организовать деятельность студентов по изучению особенностей региональной экономической политики.
Задачи курса:
 Формирование представлений о целях, задачах и месте региональной политики в государственной стратегии развития.
 Определение объектов и субъектов, форм и видов управления региональной экономикой.
 Рассмотрение отечественного и зарубежного опыта региональной экономической политики.
 Изучение прямых и косвенных механизмов управления региональной экономикой в современных в условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением методами оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистическими методами сравнения полученных данных и определения закономерностей
ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.* об особенности региональной экономики;
* об основных направлениях развития региона;
* об основных составляющих региональной экономики;
особенности экономического развития регионов России.
3.2.Уметь:
3.2.1.
• определять цели и задачи региональной политики в государственной стратегии развития;
• диагностировать проблемы регионального развития и разрабатывать практические рекомендации;
• определять принципы и методы регионального управления;
• систематизировать знания и применять их на практике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• выявления общих закономерностей регионального экономического развития;
• выбора подходов и методов управления природопользованием, стратегического планирования и проектирования различного уровня;
• использования средств современных информационных и коммуникационных технологий в научно-исследовательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Регион как объект хозяйствования и управления.
1.1. Цели и задачи региональной экономики и управления. Региональные особенности хозяйства; межрегиональные связи. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.2. Цели и задачи региональной экономики и управления. Региональные особенности хозяйства; межрегиональные связи. Сам. работа 2 9 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.3. Методы анализа территориальной организации хозяйства. Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.4. Понятие и виды региональных образований Лекции 2 2 ОПК-6 Л3.1
1.5. Методы анализа территориальной организации хозяйства. Сам. работа 2 10 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
1.6. Глобализация и региональная экономика Практические 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.1
1.7. Глобализация и региональная экономика Сам. работа 2 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л3.1
Раздел 2. Особенности региональной экономики России
2.1. Сущность специализации и комплексного развития регионов России. Практические 2 6 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.2. Сущность специализации и комплексного развития регионов России. Сам. работа 2 8 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.3. Отрасли специализации регионов РФ Практические 2 4 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л3.1
2.4. Депрессивные регионы: их типология и пути преодоления проблем. Сам. работа 2 12 ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.5. Экологические аспекты российской региональной политики. Лекции 2 2 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.6. Экологические аспекты российской региональной политики. Практические 2 4 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.1
2.7. Экологические аспекты российской региональной политики. Сам. работа 2 12 ОПК-6, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
. Регион как объект хозяйствования и управления.
2. Понятия «регион», «региональная экономика», «территория».
3. Механизмы управления региональной экономикой.
4. Прямое участие государства в региональной экономике.
5. Косвенные методы регулирования и управления экономики регионов.
6. Территориальная организация общества.
7. Принципы размещения производительных сил.
8. Влияние глобализации на отраслевую структуру региональной экономики.
9. Основные причины региональной дифференциации.
10. Региональные особенности распределения бедности в РФ.
11. Депрессивные регионы России: подходы к выделению и дифференциации.
12. Особенности и перспективные направления региональной политики в депрессивных регионах.
13. Финансовые ресурсы регионального развития. Финансовый баланс региона.
14. Мировой опыт государственного регулирования регионального развития. Этапы развития управления региональной экономикой.
15. Региональная политика Евросоюза.
16. Опыт государственного регулирования регионального развития. Решение региональных проблем в больших развитых странах.
17. Влияние глобализации на региональное экономическое развитие: последствия глобализации на современном этапе.
18. Региональные экономические группировки.
19. Мировой экономический кризис и проблемы регионального развития. Причины экономического кризиса.
20. Влияние мирового финансового кризиса на экономику России.
21. Пути выхода из мирового финансового кризиса.
22. Стратегическое планирование как необходимое условие устойчивого развития российской экономики. Функции национального планирования в рыночной экономике.
23. Тенденции укрупнения субъектов РФ в контексте стратегического планирования
24. Стратегия социально-экономического развития Сибирского ФО. Сценарии социально-экономического развития. Приоритетные отрасли регионального развития Сибири.
25. Перспективы регионального развития Алтайского края. Основные исходные позиции: «точки роста» и проблемные ситуации и ареалы.
26. Экологические аспекты управления региональной экономикой. Специфика регионального природопользования в России.
27. Опыт разработки и реализации целевых программ регионального развития в России. Федеральные целевые программы Алтайского края. Реализация инвестиционного проекта
«Комплексное развитие Алтайского Приобья».
28. Особенности регионального экономического развития ______________ региона (по выбору).

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основы теории региональной экономической интеграции в зарубежной науке.
2. Особенности современного этапа интеграционных процессов в ЕС.
3. США и Япония как лидеры интеграционных процессов в АТР.
4. Особенности регионального сотрудничества и интеграции в развивающемся мире.
5. Глобализация экономики как новое качество интернационализации. Противоречивость процесса глобализации.
6. Место России в глобальной экономике.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Регион как объект хозяйствования и управления.
2. Понятия «регион», «региональная экономика».
3. Новые парадигмы и концепции региона
4. Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена. Сущность рационального штандорта промышленного предприятия В. Лаунхардта.
5. Теория промышленного штандорта А. Вебера.
6. Теория центральных мест В. Кристаллера.
7. Основные теории региональной специализации и меж¬региональной торговли.
8. Пространственная организация хозяйства, теоретические подходы.
9. Пространственная организация хозяйства А.Леша.
10. Принципы и факторы размещения производительных сил региона.
11. Теория диффузии инноваций. Теория полюсов роста. Теория стадий роста Д. Белла
12. Теория образования региональных комплексов (Н.Н. Колосовский, М. Портер).
13. Экономическое пространство России, его макро¬экономические региональные пропорции.
14. Экономика Центрального ФО.
15. Экономика Северо-Западного ФО.
16. Экономика Приволжского ФО.
17. Экономика Южного и Северо-Кавказского ФО.
18. Экономика Уральского ФО.
19. Экономика Сибирского ФО.
20. Экономика Дальневосточного ФО,
21. Сущность и задачи регионального управления.
22. Механизмы управления региональной экономикой.
23. Прямое участие государства в региональной экономике.
24. Косвенные методы регулирования и управления экономики регионов.
25. Финансовые ресурсы регионального развития. Финансовый баланс региона.
26. Конкурентоспособность регионов.
27. Качество жизни населения России.
28. Стратегическое планирование как необходимое условие устойчивого развития российской экономики. Функции национального планирования в рыночной экономике.
29. Инновационное развитие. Основные термины и понятия инновационного процесса.
30. Опыт разработки и реализации целевых программ регионального развития в России.
31. Стратегия социально-экономического развития Сибирского ФО. Сценарии социально-экономического развития. Приоритетные отрасли регионального развития Сибири.
32. Перспективы регионального развития Алтайского края. Основные исходные позиции: «точки роста» и проблемные ситуации и ареалы.
33. Экологические аспекты управления региональной экономикой. Специфика регионального природопользования в России.
34. Федеральные целевые программы Алтайского края

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Морозова Т. Г. Региональная экономика: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009
Л1.2 Видяпин В.И., Степанов М.В. Региональная экономика: учебник М.:ИНФРА , 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов. Теоретические и практические аспекты государственного регулирования. : М.: Кн. дом "ЛИБРОКОМ", 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 О. В. Отто Управление региональной экономикой [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс». www.consultant.ru
Э2 Новости органов государственной власти: «Система Гарант». www.garant.ru
Э3 Инвестиционные возможности России (инвестиционные обзоры и инвестиционные проекты по регионам России). www.ivr.ru
Э4 Агентство региональных новостей: Россия. Регионы. (Развернутая информация по всем аспектам развития субъектов Федерации РФ; Текущие рейтинги регионов) www.regions.ru
Э5 html - Проблемы региональной политики в современной России nashavlast.ru
Э6 Курс в Moodle «Управление региональной экономикой» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.consultant.ru — Общероссийская сеть распространения правовой информации: «Консультант Плюс».
www.garant.ru — Новости органов государственной власти: «Система Гарант».
www.ivr.ru — Инвестиционные возможности России (инвестиционные обзоры и инвестиционные проекты по регионам России).
www.regions.ru — Агентство региональных новостей: Россия. Регионы. (Развернутая информация по всем аспектам развития субъектов Федерации РФ; Текущие рейтинги регионов).
http://recis.ru/region — Журнал «Регион: экономика и социология».
http://nashavlast.ru/article_description/63/234.html — Проблемы региональной политики в современной России.
http://www.dergachev.ru/book-10/13.html — Аналитический и образовательный портал, Институт геополитики профессора Дергачева
http://www.socpol.ru/atlas/ —Социальный атлас российских регионов.
http:www.regions.ru — Агентство региональных новостей: Россия. Регионы. (Развернутая информация по всем аспектам развития субъектов Федерации РФ; Текущие рейтинги регионов)http: www.GLAZYCHEV. ru —
Сайт В.Л. Глазычева. Россия: принципы пространственного развития/
http://bellona.ru/subjects/ecopravo —Журнал «Экология и право».
http://www.ecolife.ru / —Научно-популярный журнал «Экология и жизнь».
http://www.uniq.spb.ru/eco/ — Экологическая газета «Общество и экология».
http://economy.gov.ru/minec/main - Министерство экономического развития РФ.
http://cluster.hse.ru/ - Российская кластерная обсерватория
http://riarating.ru/regions/ - РИА Рейтинг.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям
Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное из-ложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов ис-точника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них ис-правления и дополнения.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литературой. Список основной и дополнительной литературы под дисциплине приведен в РПД и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приведенных в УМКД .
Правила самостоятельной работы с литературой:
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую культуру и т.д.).
- Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.