МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Учение о биосфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ПП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 41
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 41 41 41 41
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Учение о биосфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2015-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование комплекса знаний и представлений о биосфере на базе биогеохимической концепции В.И. Вернадского как научном фундаменте современной экологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ОПК-5 владением знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы геохимии и биологии, роль биосферы в круговороте вещества и энергии;
- закономерности организованности биосферы, основы термодинамики и биологической продуктивности биосферы;
- геохимическую роль живого вещества, как биотической компоненты биосферы;


3.2.Уметь:
3.2.1.- объяснять основные общебиологические закономерности;
- применять знания учений об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении;
- анализировать влияние человеческой деятельности на биосферу и ее компоненты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыком анализа природных и антропогенных процессов в биосфере;
- навыком применять полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы, оценки последствий деятельности человека на природу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие взглядов на концепцию биосферы Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Биосфера
2.1. Структура и границы биосферы Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.2. Структура и границы биосферы Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Работа с лекцией и учебной литературой Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.4. Биосфера – область превращения космической энергии Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.5. Биосфера – область превращения космической энергии Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.6. Биогеохимические круговороты веществ Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, тестированию, оформление отчета Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Вещество в биосфере
3.1. Живое и косное вещество в биосфере Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Живое и косное вещество в биосфере Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление презентаций, доклада Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.4. Геохимический состав и функции живого вещества Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.5. Геохимический состав и функции живого вещества Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.6. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к пз, оформление отчета по РГР Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.7. Геохимические и экологические функции биосферы. Биогеохимические законы В.И. Вернадского Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.8. Геохимические и экологические функции биосферы Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
3.9. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к тестированию Сам. работа 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Ноосфера
4.1. Эволюция биосферы, ноосфера Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Эволюция биосферы, ноосфера Практические 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка и оформление реферата Сам. работа 3 5 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.4. Современное состояние биосферы Лекции 3 1 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.5. Современное состояние биосферы Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.6. Работа с лекцией и учебной литературой, оформление отчета по РГР, подготовка к коллоквиуму Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.7. Техногенез и устойчивость биосферы Лекции 3 2 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.8. Техногенез и устойчивость биосферы Практические 3 4 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.9. Работа с лекцией и учебной литературой, подготовка к собеседованию Сам. работа 3 6 ОПК-2, ОПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.10. Экзамен 3 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предпосылки и истоки учения В.И. Вернадского о биосфере. Понятие «биосфера» (Э.Зюсс, Ж.Б. Ламарк и др.),
2. Живое вещество: определение, строение, свойства, функции, планетарное значение.
3. Уровни организации живой материи в биосфере.
4. Границы между живым и неживым.
5. Оболочки биосферы: атмосфера, гидросфера, земная кора, почва, живое вещество.
6. Верхняя граница и озоновый экран.
7. Структура биосферы ( различные подходы).
8. Физико-химические условия и пределы биосферы.
9. Космос и биосфера.
10. В.И. Вернадский и его учение о биосфере.
11. Человек в биосфере. Понятие ноосферы.
12. Типы вещества биосферы. Биокосное вещество и биокосные системы планеты. Биогенное вещество и ископаемые продукты жизнедеятельности организмов. Косное вещество и горные породы. Биогеохимические функции живого вещества и деятельность живых организмов.
13. Понятие о биогенной миграции.
14. Понятие биогеохимических круговоротов веществ. Основные биогеохимические круговороты в биосфере, их значение.
15. Фотосинтез и хемосинтез, биологическое значение данных процессов.
16. Суточные, сезонные и другие ритмы круговоротов.
17. Большой геологический круговорот. Его биологическое значение.
18. Малый биологический круговорот. Его биологическое значение.
19. Круговорот воды в биосфере, его значение, проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов.
20. Круговорот углерода, биологическое значение углерода, особенности в водных и наземных экосистемах.
21. Круговорот кислорода, биологическое значение, использование кислорода организмами.
22. Круговорот азота, основные процессы, происходящие в биосфере, проблемы загрязнения окружающей среды соединениями азота.
23. Круговорот фосфора, биологическая роль, последствия антропогенного нарушения круговорота фосфора.
24. Круговорот серы, биологическое значение серы, проблемы загрязнения атмосферы соединениями серы.
25. Значение биогеохимических циклов в биосфере.
26. Круговорот кремния, биологическая роль.
27. Круговорот кальция, биологическая роль.
28. Круговорот железа, биологическая роль.
29. Круговороты второстепенных элементов в биосфере (стронций, цезий, ртуть), их значение.
30. Поступление и распределение солнечной энергии в пределах биосферы Земли.
31. Фотохимические процессы и климатические проблемы планеты.
32. Рассеивание и циркуляция загрязняющих веществ в биосфере.
33. Последствия влияния загрязнителей на популяционном, биоценотическом и геосистемном уровнях.
34. Экологические последствия физического, химического и биологического загрязнения экосистем.
35. Технологии производства экологически чистой продукции.
36. Основные виды энергии в биосфере (солнечная, радиоактивная, гравитационная и др.).
37. Аккумулирование энергии живым веществом.
38. Термодинамическая направленность развития биосферы.
39. Две формы энергии Жизни.
40. Составляющие энергетического баланса биосферы.
41. Источники и потоки энергии в биологических системах.
42. Свет- расход солнечной энергии.
43. Производство энергии человеком как процесс в биосфере.
44. Поток энергии в экосистеме через трофические уровни.
45. Пирамиды чисел, биомасс и энергии в экосистемах.
46. Энергетика «пастбищных» и «детритных» трофических цепей.
47. Метеориты, как составляющие Солнечной системы.
48. Планеты и астероиды, как Составляющие Солнечной системы.
49. Образование Солнечной системы. Этапы формирования планет.
50. Аккумуляция, как один из процессов образования Земли. Способы аккумуляции.
51. Пребиотический этап эволюции биосферы. Образование оболочек атмосферы. Биотический этап формирования биосферы.
52. Охарактеризуйте основные этапы эволюции на основе окислительно-восстановительных процессов.
53. Деятельность человека и эволюция биосферы.
54. Организация биосферы и космос;
55. Общие закономерности организации биосферы;
56. Пространственная организация биосферы;
57. Структурно-функциональная организация биосферы;
58. Распределение живых организмов в Мировом океане;
59. Круговорот жизни в Мировом океане:
60. Распределение живых организмов на материках;
61. Естественные факторы глобальных воздействий на биосферу;
62. Биогеохимическая деятельность человека и ее геологическая роль;
63. Масштабы воздействия человека на биосферу;
64. Локальное и глобальное изменения природной организованности биосферы.
65. Становление переходной биосферно-ноосферной общности;
66. Концепции ноосферы Э.Леруа, Пьера Тейяра, Де Шардена и В.И. Вернадского. Черты сходства и различия;
67. Биосферно-ноосферное учение В.И. Вернадского;
68. Экологические системы биосферы и человек;
69. Продуктивность биосферы, первичная и вторичная продукция, трофические цепи и пирамиды;
70. Производство продуктов питания как процесс в биосфере. Пути повышения продуктивности биосферы;
71. Угроза сокращения пищевых ресурсов;
72. Проблемы и пути сохранения биоразнообразия;
73. Концепция устойчивого развития. Концепция перехода России к устойчивому развитию и механизм его достижения.
74. Основные проблемы человечества и биосферы за последние 100 лет.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История развития представлений о биосфере.
2. В.И. Вернадский – человек, мыслитель, ученый.
3. Концепция В.И. Вернадского о биосфере как планетарной, закономерной части космической организованности.
4. Основы учения В.И. Вернадского о биосфере.
5. Функции и свойства живой материи.
6. Уникальность биосферы Земли в системе космических тел.
7. Геохронология биосферы.
8. Вещество биосферы.
9. Значение процессов дифференциации вещества в развитии биосферы.
10. Саморегулирующие процессы биосферы.
11. Большой и малый круговорот воды в биосфере.
12. Роль живых организмов в формировании геологической оболочки планеты.
13. Нарушение глобального круговорота веществ.
14. Круговорот серы в биосфере.
15. Круговорот фосфора в биосфере.
16. Круговорот азота в биосфере.
17. Круговорот углерода в биосфере.
18. Биогеоценология техногенных ландшафтов.
19. Энергетический баланс биосферы.
20. Термодинамическая машина биосферы.
21. Проявления законов термодинамики в биосфере.
22. Динамика биологической продуктивности агроценозов.
23. Динамика биопродуктивности лесного фонда России.
24. Динамика биопродуктивности северных акваторий России.
25. «Кибернетические программы» биосферы.
26. Устойчивость биосферы.
27. Информационные структуры в биосфере.
28. Экологическое моделирование в управлении биосферными процессами.
29. Ноосферная концепция как основа научного управления.
30. Концепция ноосферы Э. Ле Руа и Пьера Тейяра де Шардена.
31. Эволюция биосферы.
32. Коэволюция человека и биосферы.
33. Биосфера и техносфера.
34. Биосфера и войны.
35. Прогнозные сценарии дальнейшей эволюции и биосферы с участием человечества.
36. Роль представлений о биосфере и ноосфере в школьном и университетском образовании и посвящении взрослых.
37. Прогноз тенденций развития ноосферы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Физико-химические условия, определяющие существование живых организмов
2. Понятие биосферы
3. Границы биосферы
4. Структура биосферы. Видовое многообразие (численность видов).
5. Эволюция представлений о единой картине мира
6. Важнейшие научные положения учения В. И. Вернадского
7. Космологический смысл учения В. И. Вернадского
8. Космические предпосылки формирования Земли и биосферы
9. Строение и состав атмосферы. Взаимодействие атмосфера – гидросфера.
10. Подземные атмосферы.
11. Строение и состав гидросферы.
12. Состав природных водных растворов.
13. Строение и состав литосферы
14. Пребиотическая эволюция
15. Биотический этап эволюции
16. Эволюция по способу получения энергии
17. Эволюция прокариот.
18. Эволюция эукариот
19. Строение и состав педосферы. Биосферные функции почвы.
20. Типы вещества в биосфере. Биогеохимические принципы
21. Различия между живым и косным веществом
22. Вещественные функции живого вещества
23. Энергетические и информационные функции живого вещества
24. Средообразующая функция живого вещества
25. Почва как биокосная система
26. Ил как биокосная система
27. Кора выветривания как биокосная система
28. Поверхностные и подземные воды как биокосная система
29. Области былых биосфер
30. Термодинамические системы. Исходные положения термодинамики. Термодинамика живого вещества
31. Параметры и факторы миграции химических элементов
32. Виды миграции
33. Типы геохимических барьеров
34. Биогенная миграция
35. Техногенная миграция
36. Геохимические циклы азота, кислорода, калия, натрия
37. Геохимические циклы углерода, фосфора
38. Геохимические циклы серы, кальция, магния
39. Геохимические циклы водорода, кремния, алюминия, железа, марганца
40. Переход биосферы в ноосферу
41. Энергия ноосферного развития
42. Техногенные источники загрязнения
43. Промышленные отходы
44. Техногенные геохимические аномалии

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хаханина, Т. И. Химия окружающей среды : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Еремченко, О.З. Учение о биосфере: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.3 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование : учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мананков А. В. Геоэкология. Методы оценки загрязнения окружающей среды: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Гусейханов, М. К. Концепции современного естествознания: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Фирсов, А.И. Экология техносферы: учебное пособие Нижний Новгород : ННГАСУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
Э2 2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
Э3 3. http://www.panda.org/ - всемирный фонд дикой природы
Э4 4. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
Э5 5. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
Э6 6. http://dop.environment.ru/ - движение студенческих дружин по охране природы
Э7 7. http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
Э8 8. http://vernadsky.lib.ru/ Электронный Архив В. И. Вернадского
Э9 9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Биосфера
Э10 10. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Химическая эволюция
Э11 11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Возникновение жизни
Э12 12. http://geohro.ru/pervie_etapi_razvitiya_jizni/ Историческая геология
Э13 13. http://evolution.powernet.ru/history/ История развития жизни
Э14 14. http://art-con.ru/node/994 Учение о биосфере: основные положения и понятия
Э15 Курс в Moodle «Учение о биосфере» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

1. http://www.ecologysite.ru – экологический портал России и стран СНГ
2. http://naveki.ru/ - экологический портал, социальная экологическая сеть
3. http://www.panda.org/ - всемирный фонд дикой природы
4. http://www.meteo.ru/ - гидрометеорологические данные России
5. http://www.greenpeace.org/international/ - Гринпис
6. http://dop.environment.ru/ - движение студенческих дружин по охране природы
7. http://window.edu.ru/window/catalog Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: биология.
8. http://vernadsky.lib.ru/ Электронный Архив В. И. Вернадского
9. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Биосфера
10. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Химическая эволюция
11. http://ru.wikipedia.org/wiki/ Возникновение жизни
12. http://geohro.ru/pervie_etapi_razvitiya_jizni/ Историческая геология
13. http://evolution.powernet.ru/history/ История развития жизни
14. http://art-con.ru/node/994 Учение о биосфере: основные положения и понятия

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.