Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z05_03_06_ПП-45-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой д.г.н.,профессор Барыщников Г.Я.
1.1. | сформировать у студентов систему теоретических знаний о взаимосвязях в системе « человек – природа » и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней в условиях надвигающегося экологического кризиса. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ПК-18 | владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные этапы развития взаимоотношений общества и природы; - соотношение естественнонаучных и гуманитарных компонентов культуры, позитивных и негативных следствиях научно– технической деятельности человека, материальных и духовных потребностей современного человека |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - анализировать, использовать в прфессиональной деятельности закономерности исторического развития - применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно- популярной литературе. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения методиками оценки последствий деятельности человека на природную среду. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет, цели, задачи курса «Основы экологической культуры». Взаимодействие общества и природы. | ||||||
1.1. | Понятие экологической культуры, объект, предмет , цели и задачи курса. Взаимосвязь с другими науками. Понятия культуры, экологии. Исторические и философские основы формирования экологической культуры | Лекции | 5 | 2 | ОК-6 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Понятие экологической культуры, объект, предмет , цели и задачи курса. Взаимосвязь с другими науками. Понятия культуры, экологии.Взаимодействие общества и природы на разных этапах исторического развития. Периоды развития общества в его отношениях с окружающей природной средой.Сущность антропоцентрического экологического сознания. | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л3.1, Л1.1 |
1.3. | Мировая культура и искусство как научная и учебная дисциплина. | Сам. работа | 5 | 32 | ||
Раздел 2. Экологические кризисы в истории человечества и пути их разрешения | ||||||
2.1. | Понятие экологической ситуации, экологической проблемы, экологического кризиса. Экологические кризисы в истории человечества. Экологический кризис как кризис антропоцентрического экологического сознания. Концепция ноосферы. Экоцентрический тип экологического сознания. | Лекции | 5 | 2 | ОК-6 | Л2.2, Л1.1 |
2.2. | Культура и искусство в древности и средневековье. Культура и искусство древних цивилизаций Востока. Экологические кризисы в истории человечества. Экологический кризис как кризис антропоцентрического экологического сознания. Человек как бисоциальное существо. Концепция ноосферы.Экоцентрический тип экологического сознания. | Сам. работа | 5 | 28 | ОК-6, ПК-18 | Л3.1, Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Экологические кризисы в истории человечества. Экологический кризис как кризис антропоцентрического экологического сознания. Экоцентрический тип экологического сознания. | Практические | 5 | 2 | ОК-6 | Л3.1 |
Раздел 3. Основные принципы формирования экологической культуры. | ||||||
3.1. | Цели и задачи экологического образования и воспитания.Экологическое просвещение, природоохранная деятельность. Формы организации эколого-образовательного процесса. Экологическое просвещение, природоохранная деятельность | Лекции | 5 | 2 | ОК-6 | Л2.1, Л3.1 |
3.2. | Цели и задачи экологического образования и воспитания.Экологическое просвещение, природоохранная деятельность. Формы организации эколого-образовательного процесса. Экологическое просвещение, природоохранная деятельность | Практические | 5 | 4 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л3.1 |
3.3. | Цели и задачи экологического образования и воспитания.Экологическое просвещение, природоохранная деятельность. Формы организации эколого-образовательного процесса. Экологическое просвещение, природоохранная деятельность | Сам. работа | 5 | 28 | ОК-6, ПК-18 | Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Место человека в природе и обществе Периоды и этапы взаимодействия человека с природой. Развитие экологического сознания в культурах Востока. Экоцентрический тип экологического сознания. Сущность и проявления. Взаимодействие человека, общества, природы в эпоху НТП. Экологическая этика. Отношение человека к природе на разных этапах развития общества. Необходимость организации непрерывного экологического образования. Экологическая культура – часть общечеловеческой культуры. Понятие культуры: культура духовная и материальная. Экологические кризисы в истории человечества и культурные сдвиги в их разрешении Экологическая культура и социогенез. Роль природы в развитии личности. Выдающиеся педагоги и мыслители о роли природы в воспитании личности. Сравнительная характеристика антропоцентрического экологического сознания и экоцентрического экологического сознания. Понятие экологической культуры. Необходимость формирования экологической культуры. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Общественные экологические движения. Типы экологического сознания. Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения. Экологический кризис как кризис антропоцентрического экологического сознания. Эволюция общества и его отношения к природе Сущность и проявления антропоцентрического экологического сознания. Влияние искусства на формирование нравственно - этического отношения человека к природе. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза Природа как источник духовных и материальных богатств человека. Бисоциальная природа человека Экологический кризис, понятие, причины возникновения Социальная среда как фактор формирования культуры Экологические последствия глобального загрязнения Происхождение человека и его потребности Экологическое мышление как необходимое условие выживания и развития человечества Экологические аспекты проблемы здоровья человека. Загрязнение природной среды, формы загрязнения Экологическая культура и ее компоненты Основные аспекты содержания экологического образования Экология – комплексная наука. Общие экологические законы. Понятие экологического кризиса Взаимосвязи в биосфере, социосфере, космосфере Характеристика гидросферы, атмосферы, литосферы и антропогенное воздействие на них Среды жизни, соответствие организма и среды Природно-экологические факторы и здоровье человека Проблема кризиса культуры и ее осмысление в экзистенциализме, фрейдизме и неофрейдизме. Особенности искусства ХХ века. Модернизм, и постмодернизм. Особенности культуры информационного общества. Глобализация как социокультурный феномен. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Медведев В. И., Алдашева А. А. | СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тайлор Э. | Первобытная культура.: | М., 1989 | |
Л2.2 | Бобина И.В. | Социальная экология : учеб. пособие : | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013. - 66 , | elibrary.asu.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | В.Г. Бганба | Социальная экология: учебное пособие для вузов | высшей школы, 2004 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Информационно-исторический портал об истории и современности культуры и искусства [Электронный ресурс]: Электрон. журнал – М., 1997-2011. Режим доступа к журналу: http://art-history.ru/ - Загл. с экрана. | art-history.ru | ||
Э2 | Экология | www.lib.asu.ru | ||
Э3 | Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный | www.ecolife.ru/ | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office ; Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине «Мировая культура и искусство» не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно знакомится с содержанием лекционного материала на основе своего конспекта и презентации. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям В курсе семинарские занятия занимают более 50% аудиторной нагрузки. Семинарские занятия способствуют овладению студентом навыками подбора периодических, электронных, литературных, статистических и прочих источников и самостоятельной работы с ними. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисциплине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. На основе изучения, обобщения, систематизации и анализа этих материалов студент готовит доклад по выбранной теме. В ходе семинарского занятия студент делает 10 минутный доклад по выбранной теме, таким образом, приобретаются навыки выступления с научным сообщением. Далее проводится тематическая дискуссия. В ходе ее студенты и преподаватель задают вопросы докладчику, а также преподаватель задает вопросы аудитории, контролируя понимание и усвоение главных вопросов участниками семинара. Далее студенты высказывают свои соображения по поводу главных вопросов семинарского занятия и доклада. Дискуссия способствует развитию навыков у студентов ведения научной полемики и уточнению ими основных понятий. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семинара. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления |