МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экологический аудит

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 35
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 35 35 35 35
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Горбачев В.Н.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экологический аудит

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2016 г. (регистрационный № 998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - помочь студентам постичь основные закономерности и тенденции формирования и развития процедуры экологического аудита в целях обеспечения устойчивого развития, выработать научный подход к исследованию сложных многофакторных, междисциплинарных и межотраслевых проблем рационального использования, воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также овладеть принципами, методами и приемами управления в данной области. Другими словами экологический аудит обнаруживает несоответствие деятельности хозяйствующего субъекта требованиям природоохранительного законодательства.
Задача курса
Предмет дисциплины ставит своей задачей изучение экономических закономерностей взаимодействия природных и производственных систем в целях обеспечения комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды.
Обучаемые должны усвоить предмет и метод дисциплины, роль и место курса среди других экономических, правовых, технологических и других дисциплин, читаемых в институте, уяснить задачи, стоящие перед дисциплиной по разработке и реализации Государственной стратегии ус¬тойчивого развития Российской Федерации.
Особое место при этом должно быть уделено изучению роли и места экологического аудита в управлении природопользованием, в процессе проведения в России экономических реформ и становления рыночных отношений.
Задачей курса является изучение закономерностей, методов, приемов, порядка и процедуры применения экологического аудита в управлении природопользованием и обеспечении устойчивого развития, а также получение студентами практических навыков по решению конкретных хозяйственных ситуаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-7 способностью понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования
ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные понятия и категории экологического менеджмента и экологического аудита;
- основы экологического аудита в целях управления устойчивым развитием;
- основы экологического аудита в целях управления устойчивым развитием;
- основные понятия и категории и экологического аудита;
- основные законодательные акты в области экологического аудита;
- основные подходы и методы анализа эколого-экономических ситуаций;
3.2.Уметь:
3.2.1.- производить оценку хозяйственных эколого-экономических ситуаций по управлению природопользованием и охраной окружающей среды,
- формулировать и решать аналитические и практические задачи по применению процедуры экологического аудита в управлении сложными эколого-экономическими системами;
- формулировать и решать аналитические и практические задачи по применению процедуры экологического аудита в управлении сложными эколого-экономическими системами;
- работать с российскими фирмами, организациями и учреждениями по экологическому аудиту и экологическому менеджменту;
- пользоваться литературными источниками, в том числе зарубежными, статистическими материалами, фактическими данными по проблемам экологического аудита, анализа и методам управления эколого-экономическими рисками;
- самостоятельно проводить процедуру экологического аудита и использовать ее результаты в хозяйственной практике;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владения компьютерными программами и информационными технологиями при использовании конкретных методов и решению задач по управлению природопользованием;
- навыками работы с нормативно правовыми документами в области экологического аудита; методикой анализа состояния экологических объектов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита
1.1. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита. Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Теоретические основы формирования и развития экологического аудита. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Правовое, нормативно-методическое и метрологическое обеспечение экологического аудирования
2.1. Правовое, нормативно-методическое и метрологическое обеспечение экологического аудирования Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Правовое, нормативно-методическое и метрологическое обеспечение экологического аудирования Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Правовое, нормативно-методическое и метрологическое обеспечение экологического аудирования Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Международные стандарты по экологическому аудированию и системам экологического управления
3.1. Международные стандарты по экологическому аудированию и системам экологического управления Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.2. Международные стандарты по экологическому аудированию и системам экологического управления Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
3.3. Международные стандарты по экологическому аудированию и системам экологического управления Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Порядок, процедуры и этапы экологического аудита
4.1. Порядок, процедуры и этапы экологического аудита Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.2. Порядок, процедуры и этапы экологического аудита Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
4.3. Порядок, процедуры и этапы экологического аудита Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Экономическая оценка природных ресурсов и плата за природопользование в системе экологического аудирования.
5.1. Экономическая оценка природных ресурсов и плата за природопользование в системе экологического аудирования. Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
5.2. Экономическая оценка природных ресурсов и плата за природопользование в системе экологического аудирования. Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
5.3. Экономическая оценка природных ресурсов и плата за природопользование в системе экологического аудирования. Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 6. Оценка экономического ущерба от экологических нарушений при экологическом аудировании
6.1. Оценка экономического ущерба от экологических нарушений при экологическом аудировании Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
6.2. Оценка экономического ущерба от экологических нарушений при экологическом аудировании Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
6.3. Оценка экономического ущерба от экологических нарушений при экологическом аудировании Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 7. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита
7.1. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
7.2. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
7.3. Информационное и кадровое обеспечение экологического аудита Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 8. Направления и формы проведения процедуры экологического аудита
8.1. Направления и формы проведения процедуры экологического аудита Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
8.2. Направления и формы проведения процедуры экологического аудита Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
8.3. Направления и формы проведения процедуры экологического аудита Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 9. Экологическое аудирование
9.1. Экологическое аудирование Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
9.2. Экологическое аудирование Практические 8 4 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
9.3. Экологическое аудирование Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 10. Экологический аудит устойчивого управления лесами
10.1. Экологический аудит устойчивого управления лесами Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
10.2. Экологический аудит устойчивого управления лесами Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
10.3. Экологический аудит устойчивого управления лесами Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 11. Предстраховой экологический аудит
11.1. Предстраховой экологический аудит Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
11.2. Предстраховой экологический аудит Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
11.3. Предстраховой экологический аудит Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 12. Процедура экологического аудита для отбора и оценки инвестиционных проектов и программ
12.1. Процедура экологического аудита для отбора и оценки инвестиционных проектов и программ Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
12.2. Процедура экологического аудита для отбора и оценки инвестиционных проектов и программ Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
12.3. Процедура экологического аудита для отбора и оценки инвестиционных проектов и программ Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 13. Экологический аудит территории
13.1. Экологический аудит территории Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
13.2. Экологический аудит территории Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
13.3. Экологический аудит территории Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 14. Применение аудита в целях сертификации продукции и производств по экологическим требованиям
14.1. Применение аудита в целях сертификации продукции и производств по экологическим требованиям Лекции 8 1 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
14.2. Применение аудита в целях сертификации продукции и производств по экологическим требованиям Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
14.3. Применение аудита в целях сертификации продукции и производств по экологическим требованиям Сам. работа 8 5 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 15. Перспективы развития экологического аудита как инструмента обеспечения устойчивого развития
15.1. Перспективы развития экологического аудита как инструмента обеспечения устойчивого развития Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
15.2. Перспективы развития экологического аудита как инструмента обеспечения устойчивого развития Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 16. Перспективы развития экологического аудита как инструмента обеспечения устойчивого развития
16.1. Перспективы развития экологического аудита как инструмента обеспечения устойчивого развития Практические 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2
16.2. Перспективы развития экологического аудита как инструмента обеспечения устойчивого развития Сам. работа 8 2 ОПК-7, ПК-18 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Основные условия необходимые для устойчивого развития.
2. Методы снижения воздействия производства на окружающую среду.
3. Основные направления экологического аудита.
4. Понятие и сущность экологического аудита.
5. Цели экологического аудита.
6. Задачи экологического аудита.
7. Виды экологического аудита.
8. «Внутренний» и «внешний» аудит.
9. Нормативная база по организации экологического аудита.
10. Основные принципы экологического аудита.
11. Аудиты «первой», «второй» и «третьей» стороны.
12. Критерии аудита.
13. Свидетельства аудита.
14. Программно-целевой подход в реализации экологического аудита.
15. План экологического аудита.
16. Обзор основных действий в организации экологического аудита.
17. Аудиторское заключение.
18. Критерии оценки аудиторов.
19. Профессиональные и личностные качества аудиторов.
20. Программы экологического аудита на промышленных предприятиях.
21. Методы описания и оценки воздействия производства на окружающую среду.
22. Методы анкетирования.
23. Методы материальных балансов.
24. Картографические методы.
25. Методы с использованием фото и видеосъемки.
26. Сущность экологического образования и экологического аудита.
27. Развитие экологического аудита как особого вида природоохранной деятельности в России.
28. Структура и компетенция федеральных органов исполнительной власти в области экологических проблем.
29. Правовое регулирование деятельности предприятия по предотвращению (снижению) техногенных воздействий на окружающую среду как предмет экологического аудита.
30. Экоаудирование в условиях рыночных отношений в России.
31. Экоаудит в системе экологического права и обеспечения экобезопасности.
32. Оценка экологических ущербов и рисков по важнейшим экологическим аспектам деятельности организации при аудите систем управления охраной окружающей среды.
33. Аудит платежей за загрязнение окружающей среды на предприятии.
34. Предприятие и экологический аудит как элементы системы безопасности в экологической сфере.
35. Экологический аудит как вид экологического контроля.
36. Экологический аудит как элемент экологического менеджмента при осуществлении деятельности предприятия.
37. Экологическое аудирование как вид предпринимательской деятельности.
38. Экологический аудит как предмет совместного ведения Российской Федерации.
39. Аудит документов, устанавливающих права предприятия на пользование водными объектами, и выполнения им требований по охране вод.
40. Аудит документов, разрешающих пользование атмосферным воздухом, и выполнения требований законодательства о его охране.
41. Аудит лицензий на осуществление предприятием отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды.
42. Аудит соответствия деятельности предприятия по обращению отходами нормам и правилам безопасности

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные условия необходимые для устойчивого развития.
2. Методы снижения воздействия производства на окружающую среду.
3. Основные направления экологического аудита.
4. Понятие и сущность экологического аудита.
5. Цели экологического аудита.
6. Задачи экологического аудита.
7. Виды экологического аудита.
8. «Внутренний» и «внешний» аудит.
9. Нормативная база по организации экологического аудита.
10. Основные принципы экологического аудита.
11. Аудиты «первой», «второй» и «третьей» стороны.
12. Критерии аудита.
13. Свидетельства аудита.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Природно-ресурсная безопасность" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. С. Масленникова, Л. М. Кузнецов. Экологический менеджмент и аудит: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Казанцева Л. А. , Саркисов О. Р. , Любарский Е. Л. Экологическое право: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования Директ-Медиа,, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зеленская Т.Г., Лысенко И.О., Степаненко Е.Е., Окрут С.В Современные проблемы экологии и природопользования: Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Корчагин В.И. Экологический менеджмент и экологический аудит : теория и практика: учебное пособие Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 И.М. Потравный, Е.Н. Петрова, А.Ю. Вега и др. Экологический аудит: Теория и практика: учебник для студентов вузов Юнити-Дана, , 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.