Закреплена за кафедрой | Кафедра природопользования и геоэкологии |
---|---|
Направление подготовки | 21.03.02. Землеустройство и кадастры |
Профиль | Управление земельными ресурсами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 21_03_02_УЗР-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 26 | 26 | 26 | 26 |
Практические | 28 | 28 | 28 | 28 |
Сам. работа | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор
1.1. | Цель курса: В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры. Задачи курса: 1. Усвоить теоритические основы современной экологии; 2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня; 3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОПК-2 | способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистем; • Важнейшие законы экологии; • Современные представления о популяциях, закономерностях роста и регуляции численности популяций; • Механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем; • Основы биологической продуктивности биосферы. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • Анализировать структуру популяций и экосистем; • Характиризовать экосистемы различного уровня. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | • Анализа динамики экосистем; • Выделения экологических характеристик территории. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
Раздел 2. Экология как наука | ||||||
2.1. | Экология как наука | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Экология как наука | Практические | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Взаимодействие организма и среды | ||||||
3.1. | Взаимодействие организма и среды | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3 |
3.2. | Взаимодействие организма и среды | Практические | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Влажность как экологический фактор | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Факторы и ресурсы среды | ||||||
4.1. | Факторы и ресурсы среды | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Факторы и ресурсы среды | Практические | 3 | 6 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Земельные ресурсы | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Экология популяций | ||||||
5.1. | Экология популяций | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Экология популяций | Практические | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
5.3. | Экология популяций | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Экология сообществ | ||||||
6.1. | Экология сообществ | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Экология сообществ | Практические | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Экология сообществ | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Экология экосистем | ||||||
7.1. | Экология экосистем | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Экология экосистем | Практические | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Экология экосистем | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Биосфера как глобальная экосистема | ||||||
8.1. | Биосфера как глобальная экосистема | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Биосфера как глобальная экосистема | Практические | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Биосфера как глобальная экосистема | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 9. Человек и биосфера. | ||||||
9.1. | Человек и биосфера. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
9.2. | Воздействие человека на почвы | Сам. работа | 3 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
9.3. | Человек и биосфер. | Практические | 3 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерные вопросы к семинарским занятиям Тема: Основные экологические факторы 1. Солнечная радиация: структура, значение. 2. Экологические группы растений по отношению к свету. 3. Свет как экологический фактор среды обитания животных. 4. Тепловой режим. Влияние температуры на жизненные процессы. 5. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. 6. Температурные адаптации наземных растений и животных. 7. Вода. Основные показатели влажности. Распределение влаги по сезонам. 8. Адаптация растений к поддержанию водного баланса. Экологические группы растений по отношению к воде. 9. Водный баланс наземных животных. Тема: Основные экологические проблемы современности 1. Рост народонаселения Земли. 2. Демографическая политика стран. 3. Сырьевая проблема: состояние и перспективы ее решения. 4. Атмосфера Земли: структура, состав, значение. 5. Источники загрязнения атмосферы и основные загрязняющие вещества. 6. Экологические последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя. 7. Гидросфера Земли: понятие, строение, значение. 8. Источники загрязнения гидросферы и основные загрязняющие вещества. 9. Загрязнение Мирового океана. 10. Почвенный покров Земли: понятие, структура, состав, значение. 11. Источники загрязнения почв и основные загрязняющие вещества. 12. Органическое земледелие. Тема: Классификация экосистем. Основные типы экосистем 1. Характеристика лесных экосистем. 2. Характеристика травянистых экосистем Земли. 3. Аридные экосистемы. 4. Характеристика пресноводных экосистем. 5. Характеристика морских экосистем Земли. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. Иерархия уровней организации биологических систем. 2. Моделирование в экологии. 3. Гипотеза Геи. 4. Город как экосистема. 5. Закон энтропии. 6. Энергетика среды. 7. Концепция продуктивности. 8. Распределение первичной продукции. 9. Универсальная модель потоков энергии. 10. Токсичные соединения в пищевых цепях. 11. Метаболизм и размеры особей. 12. Биогеохимические циклы. 13. Эволюция биосферы. 14. Экотоны и краевые эффекты. 15. Исчезновение видов. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. ФОС |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | А.С. Степановских | Общая экология : учебник | М. : Юнити-Дана, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118337 |
Л1.2 | Шилов И. А. | ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | https://biblio-online.ru/bcode/405333 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | А. К. Бродский | Общая экология: учебник | М.: Академия, 2009 | |
Л2.2 | Карпенков С. Х. | Экология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.3 | Ильиных И. А. | Общая экология: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Отто, О. В. | Экология: учеб. пособие: | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Максимова Н.Б., Семикина С.С. | Экология человека: Учебно-методический комплекс | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экология | 1. http://www.lib.asu.ru/ | ||
Э2 | Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. | Код доступа: www.ecolife.ru/ | ||
Э3 | Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. | Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog | ||
Э4 | Жизнь растений. | Код доступа: http://plantlife.ru | ||
Э5 | Иллюстрированная Энциклопедия Животных. | Код доступа: http://filin.vn.ua/ | ||
Э6 | Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ 2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog 3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru 4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/ 5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su 6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru 7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экология» В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экология» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в боль-шой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов об-щераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом. Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисци-плине. Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1) организационный; 2) закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материа-лу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам. На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). • В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семина-ра. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения. Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины. Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литера-турой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Эколо-гия» и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приве-денных в УМКД «Экология». Правила самостоятельной работы с литературой - Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую куль-туру и т.д.). - Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует каче-ству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном. Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научно-сти содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскры-вает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследо-вания. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и дру-гие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. |