МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки21.03.02. Землеустройство и кадастры
ПрофильУправление земельными ресурсами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план21_03_02_УЗР-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 18
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 18 18 18 18
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.г.н., доцент, Отто О.В.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 23.03.02 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 октября 2015 г. № 1084

составлена на основании учебного плана:
21.03.02 Землеустройство и кадастры
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса:
В процессе преподавания курса у студентов должны сформироваться основы экологического мышления и культуры.
Задачи курса:
1. Усвоить теоритические основы современной экологии;
2. Рассмотреть особенности экологических систем разного уровня;
3. Изучить влияние антропогенной деятельности на биосферу Земли.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистем;
• Важнейшие законы экологии;
• Современные представления о популяциях, закономерностях роста и регуляции численности популяций;
• Механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем;
• Основы биологической продуктивности биосферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.• Анализировать структуру популяций и экосистем;
• Характиризовать экосистемы различного уровня.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• Анализа динамики экосистем;
• Выделения экологических характеристик территории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. Экология как наука
2.1. Экология как наука Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Экология как наука Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Взаимодействие организма и среды
3.1. Взаимодействие организма и среды Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Взаимодействие организма и среды Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Влажность как экологический фактор Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Факторы и ресурсы среды
4.1. Факторы и ресурсы среды Лекции 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Факторы и ресурсы среды Практические 3 6 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Земельные ресурсы Сам. работа 3 6 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Экология популяций
5.1. Экология популяций Лекции 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Экология популяций Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Экология популяций Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Экология сообществ
6.1. Экология сообществ Лекции 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Экология сообществ Практические 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Экология сообществ Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Экология экосистем
7.1. Экология экосистем Лекции 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Экология экосистем Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Экология экосистем Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Биосфера как глобальная экосистема
8.1. Биосфера как глобальная экосистема Лекции 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Биосфера как глобальная экосистема Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Биосфера как глобальная экосистема Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 9. Человек и биосфера.
9.1. Человек и биосфера. Лекции 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
9.2. Воздействие человека на почвы Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2
9.3. Человек и биосфер. Практические 3 4 ОПК-2 Л2.1, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы к семинарским занятиям

Тема: Основные экологические факторы
1. Солнечная радиация: структура, значение.
2. Экологические группы растений по отношению к свету.
3. Свет как экологический фактор среды обитания животных.
4. Тепловой режим. Влияние температуры на жизненные процессы.
5. Пойкилотермные и гомойотермные организмы.
6. Температурные адаптации наземных растений и животных.
7. Вода. Основные показатели влажности. Распределение влаги по сезонам.
8. Адаптация растений к поддержанию водного баланса. Экологические группы растений по отношению к воде.
9. Водный баланс наземных животных.

Тема: Основные экологические проблемы современности
1. Рост народонаселения Земли.
2. Демографическая политика стран.
3. Сырьевая проблема: состояние и перспективы ее решения.
4. Атмосфера Земли: структура, состав, значение.
5. Источники загрязнения атмосферы и основные загрязняющие вещества.
6. Экологические последствия загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные осадки, истощение озонового слоя.
7. Гидросфера Земли: понятие, строение, значение.
8. Источники загрязнения гидросферы и основные загрязняющие вещества.
9. Загрязнение Мирового океана.
10. Почвенный покров Земли: понятие, структура, состав, значение.
11. Источники загрязнения почв и основные загрязняющие вещества.
12. Органическое земледелие.

Тема: Классификация экосистем. Основные типы экосистем
1. Характеристика лесных экосистем.
2. Характеристика травянистых экосистем Земли.
3. Аридные экосистемы.
4. Характеристика пресноводных экосистем.
5. Характеристика морских экосистем Земли.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Иерархия уровней организации биологических систем.
2. Моделирование в экологии.
3. Гипотеза Геи.
4. Город как экосистема.
5. Закон энтропии.
6. Энергетика среды.
7. Концепция продуктивности.
8. Распределение первичной продукции.
9. Универсальная модель потоков энергии.
10. Токсичные соединения в пищевых цепях.
11. Метаболизм и размеры особей.
12. Биогеохимические циклы.
13. Эволюция биосферы.
14. Экотоны и краевые эффекты.
15. Исчезновение видов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. ФОС

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.С. Степановских Общая экология : учебник М. : Юнити-Дана, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118337
Л1.2 Шилов И. А. ЭКОЛОГИЯ 7-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/bcode/405333
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. К. Бродский Общая экология: учебник М.: Академия, 2009
Л2.2 Карпенков С. Х. Экология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Ильиных И. А. Общая экология: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Отто, О. В. Экология: учеб. пособие: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л3.2 Максимова Н.Б., Семикина С.С. Экология человека: Учебно-методический комплекс Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Экология 1. http://www.lib.asu.ru/
Э2 Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
Э3 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
Э4 Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
Э5 Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
Э6 Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/ Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. Код доступа: www.ecolife.ru/
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Раздел: география. Код доступа: http://window.edu.ru/window/catalog
3. Жизнь растений. Код доступа: http://plantlife.ru
4. Иллюстрированная Энциклопедия Животных. Код доступа: http://filin.vn.ua/
5. Животные цифровая тематическая библиотека по зоологии. Код доступа: http://animalkingdom.su
6. Жизнь растений цифровая тематическая библиотека. Код доступа: http://plant.geoman.ru
7. Лесная энциклопедия. Код доступа: http://forest.geoman.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания обучающимся к лекциям по дисциплине «Экология»

В ходе лекционных занятий по дисциплине «Экология» необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента.
В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому в боль-шой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов об-щераспространенных слов и выражений. Специфичные термины и их сокращения преподавателем будут акцентированы преподавателем дополнительно.
Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторно ознакамливается с содержанием лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, особенно нормативно-правовыми актами и методиками государственной кадастровой оценки, делает себе пометки в тексте лекции, или продолжает конспект.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.

Методические указания обучающимся при подготовке к семинарам, практическим занятиям

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изу-чения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по дисци-плине.
Подготовка студентов к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1) организационный;
2) закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей под-готовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материа-лу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь.
При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на кон-сультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
На семинаре каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем постав-ленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступле-ние должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к репродуктивному уровню (простому воспроизведению текста), не допускается и простое чтение конспекта. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно к первоисточникам.
На семинаре студенты ведут конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фак-тов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основ-ные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать вы-писки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).
• В заключение преподаватель, как руководитель семинара, подводит итоги семина-ра. Он может (выборочно) проверить конспекты студентов и, если потребуется, внести в них исправления и дополнения.

Методические указания обучающимся для организации самостоятельной работы

Основной формой самостоятельной работы обучающихся является изучение конспекта лекций, их дополнение рекомендованной литературой, активное участие на семинарах и подготовка докладов и презентаций по основным проблемам дисциплины.
Основой самостоятельной работы студентов является работа с рекомендованной литера-турой. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине приведен в РПД «Эколо-гия» и Перечне учебников, электронных учебников для изучения дисциплины (модуля), приве-денных в УМКД «Экология».
Правила самостоятельной работы с литературой
- Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
- Перечень книг должен быть систематизированным (что необходимо для обязательного прочтения, что пригодится для написания рефератов, а что может расширить Вашу общую куль-туру и т.д.).
- Не пытайтесь читать быстро, вынужденное скорочтение не только не способствует каче-ству чтения, но и не приносит чувства удовлетворения, которое мы получаем, размышляя о прочитанном.

Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научно-сти содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскры-вает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследо-вания.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
В список литературы (источников и литературы) студент включает только те докумен-ты, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и дру-гие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.