МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экология водной среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.-х.н, доцент, Максимова Н.Б.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Экология водной среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Г.Я., д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов представлений о природных водах, знаний об основных закономерностях организации и функционирования водных экосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 владением базовыми общепрофессиональными (общеэкологическими) представлениями о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
ПК-15 владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды
- теоретические основы функционирования водных экосистем как основы рациональной эксплуатации и охраны водных ресурсов;
- нормативную базу в области мониторинга водных ресурсов;
- особенности экологии и распространения гидробионтов в различных водоемах, их роль в экосистемах и гидросфере
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать состав, структуру и функции водных экосистем, используя современные экспериментальные методы
- моделировать особенности поведения водных экосистем и отдельных гидробионтов;
- использовать теоретические представления для решения практических задач;
- анализировать имеющиеся данные и интерпретировать информацию об экологических особенностях природных вод и использовать её в оценке состояния водных объектов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками получения необходимой исходной информации из разных источников;
- способами отбора, анализа и интерпретации полученной информации для решения поставленных задач в области экологии водной среды;
- технологиями, методами, приемами и средствами получения информации о водных экосистемах различного уровня.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Водные ресурсы
1.1. Организация водных экосистем Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Водная среда и ее характеристики Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Сезонные изменения стратификации и роль в годовой динамике гидробиоценозов Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Экологические зоны в водных экосистемах Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Компоненты водных экосистем Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Водные ресурсы Сам. работа 5 12 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 2. Сообщества водных экосистем
2.1. Продукция в водных экосистемах Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.2. Кругооборот веществ в идеализированной экосистеме водоема Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.3. Зоо- и фитобентос Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.4. Комплексная классификация озер Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.5. Биологическая классификация озер Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.6. Оценка биомассы и продуктивности озер разных трофических категорий Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
2.7. Сообщества водных экосистем Сам. работа 5 10 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
Раздел 3. Глобальные экологические проблемы и пути управления водными ресурсами
3.1. Экологическая сукцессия в водоемах Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.2. Влияние биогенов на лимитацию первичной продукции в водной экосистеме Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.3. Эвтрофирование Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.4. Загрязнение водных экосистем Лекции 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.5. Загрязнение бытовыми сточными водами Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.6. Загрязнение водной среды углеводородами Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.7. Консервативные токсиканты в водных экосистемах Практические 5 2 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1
3.8. Глобальные экологические проблемы и пути управления водными ресурсами Сам. работа 5 14 ОПК-4, ПК-15 Л1.1, Л2.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стрелков А. К., Теплых С. Ю. Охрана окружающей среды и экология гидросферы: учебник Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Иофин З. К. Совершенствование теории формирования элементов водного баланса речных бассейнов: Москва: Логос, 2012 biblioclub.ru
Л2.2 К. К. Эдельштейн Гидрология материков: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Никаноров А. М. Фундаментальные и прикладные проблемы гидрохимии и гидроэкологии: учебное пособие Ростов на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. Гидрология: учебник для ВУЗов Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Экология водной среды» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows7, №лицензии 60674416 (бессрочная)
Microsoft Office 2010 №лицензии 60674416 (бессрочная).
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Экологические проблемы: // http://ecologyproblems.ru/ -
Глобальные проблемы // http://rio10.cis.lead.org/ref_global.htm#1
Каталог информационных ресурсов BioDat и Internet, который поможет сориентироваться во множестве различных баз данных, справочников, информационных и аналитических материалов по экологии.// http://biodat.ru
"Зелёная жизнь" - экологический портал.// http://www.zelife.ru
Проблемы устойчивого развития //http://www.russ.ru/politics/20020902-gro.html
РИО+10: Полезные материалы и ссылки //http://rio10.cis.lead.org/ref.htm
Что такое устойчивое развитие? //http://alkir.narod.ru/sd-article.html
Documents relating to Sustainable Development // http://www.laetusinpraesens.org/themes/azsusta.php

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов
Реферат представляет письменный материал по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Доклад представляет публичное, развернутое сообщение (информирование) по определенному вопросу или комплексу вопросов, основанное на привлечении документальных данных, результатов исследования, анализа деятельности и т.д. При подготовке к докладу на семинаре по теме, указанной преподавателем, студент должен ознакомиться не только с основной, но и дополнительной литературой, а также с последними публикациями по этой тематике в сети Интернет. Необходимо подготовить текст доклада и иллюстративный материал в виде презентации. Доклад должен включать введение, основную часть и заключение. На доклад отводится 20-25 минут учебного времени. Он должен быть научным, конкретным, определенным, глубоко раскрывать проблему и пути ее решения. Особенно следует обратить внимание на безусловную обязательность решения домашних задач, указанных преподавателем к семинару.