Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.02. Лингвистика |
Профиль | Перевод и переводоведение |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_02_ПиП-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | 19,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 30 | 30 | 30 | 30 | 60 | 60 |
Сам. работа | 42 | 42 | 51 | 51 | 93 | 93 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова
1.1. | 1. Цель курса Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта. 2. Задачи курса: 1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения; 2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях; 3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | владением культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи |
ОК-11 | готовностью к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития |
ОПК-6 | владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания для создания устных и письменных текстов в межличностном и межкультурном взаимодействии |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками создания устных и письменных текстов в межличностном и межкультурном взаимодействии |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. Орфоэпические и акцентные нормы русского языка | ||||||
1.1. | Понятие о нормах современного русского языка | Лабораторные | 1 | 10 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л1.2 |
1.2. | Акцентологические нормы СРЯ | Лабораторные | 1 | 4 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л1.2 |
1.3. | Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 2. Грамматические нормы русского языка | ||||||
2.1. | Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | Лабораторные | 1 | 6 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
2.2. | Грамматические нормы русского языка | Сам. работа | 1 | 14 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 3. Лексические нормы русского языка | ||||||
3.1. | Лексические и грамматические нормы русского языка | Лабораторные | 1 | 6 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.1, Л1.2, Л1.3 |
3.2. | Лексические и грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 4. Синтаксические нормы русского языка. | ||||||
4.1. | Синтаксические нормы русского языка | Лабораторные | 1 | 4 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л1.2 |
4.2. | Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
Раздел 5. Культура речи и эффективность общения | ||||||
5.1. | Культура речи и эффективность общения | Лабораторные | 2 | 10 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. | Лабораторные | 2 | 8 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1 |
5.3. | Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. | Сам. работа | 2 | 19 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л1.1 |
5.4. | Особенности устной и письменной речи. ПОнятие функционально-стилевой грамотности | Лабораторные | 2 | 4 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.5. | Функциональные стили современного русского языка | Лабораторные | 2 | 6 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л1.3 |
5.6. | Функциональные стили современного русского языка | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л1.2 |
5.7. | Официально-деловой и научный стили русского языка | Лабораторные | 2 | 2 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.1, Л1.3, Л1.1 |
5.8. | Культура речи и эффективность общения | Сам. работа | 2 | 16 | ОК-7, ОК-11, ОПК-6 | Л2.2, Л1.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Язык как средство человеческого общения. 2. Знаковый характер языка. 3. Понятие «культура речи», его составляющие 4. Формы существования языка. 5. Особенности книжной и разговорной речи. 6. Понятие языковой нормы 7. Лексические нормы. Основные типы речевых ошибок. 8. Понятие грамматической нормы. 9. Грамматические нормы в области существительных. 10. Грамматические нормы в области прилагательных и существительных. 11. Грамматические нормы в области глагола. 12. Орфоэпические нормы русского языка. 13. Особенности ударения в русском языке. 14. Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок. 15. Выразительность речи. 16. Понятие речевого этикета. 17. Функциональные стили современного русского литературного языка. 18. Культура научной и профессиональной речи. 19. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов. 20. Культура деловой речи. 21. Требования, предъявляемые к составу и оформлению реквизитов документов. 22. Основные типы и жанры документов. 23. Невербальные средства общения. 24. Жанр и композиция текста. 25. Цельность и связность как основные признаки текста. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложенный файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фатеева И. М. | Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие | М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Доронина С.В. Трубникова Ю.В. | Ортология. Практический курс: Практикум | АлтГУ, Барнаул, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. | Русский язык и культура речи: практикум: практикум | М.: Проспект, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. | Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие | РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004 | |
Л2.2 | Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. | Культура русской речи и эффективность общения: учеб. пособие | М: Наука, 2008 | znanium.com |
Л2.3 | Ипполитова, Н.А. | Русский язык и культура речи: учебное пособие | М.: Проспект, 2015 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка | |||
Э2 | www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру» | |||
Э3 | www.google.ru – поисковая система google | |||
Э4 | http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru» | |||
Э5 | http://foreign.slovaronline.com/ Толковый словарь иностранных слов. | |||
Э6 | http://myslang.ru/words/tag Словарь современного языка | |||
Э7 | http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка). | |||
Э8 | http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm Словарь устаревших слов | |||
Э9 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
Э10 | www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи». Существенную помощь в освоении курса окажут: - рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий; - список научных работ и учебной литературы; - учебное пособие Доронина С.В. трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс. Барнаул, 2010; 2016. Оно содержит список научных работ, необходимых для освоения разделов курса, практические, исследовательские задания, упражнения для закрепления материала и проверочные тесты: |