МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-4-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 93
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 19 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 42 42 51 51 93 93
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
д.филол.н., проф. Трубникова Ю.В.

Рецензент(ы):
д.филол.н., зав.каф. Чернышова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 ЛИНГВИСТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Т.В. Чернышова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1. Цель курса
Цель курса - сформировать у студентов понятие о языковой норме вообще и их разнообразии в русском языке, об особенностях функционирования в нормативном аспекте единиц различных уровней языка и различных планов речи; сформировать представление о системе норм, организованной коммуникативной функцией языка вообще и коммуникативной задачей каждого речевого акта.

2. Задачи курса:
1) сформировать умения квалификации языковых единиц и их употреблений в речи как нормативных и ненормативных, уместных или неуместных для данного речевого произведения;
2) дать знания об основных нормативных словарях и пособиях;
3) сформировать умения построения текста по заданным единицам и в указанном нормативном аспекте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 владением культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет культурой устной и письменной речи
ОК-11 готовностью к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития
ОПК-6 владением основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о коммуникативной сущности понятия нормы; о вариативности как онтологической базе возникновения норм; о связи языковой нормы с культурой речи, стилистикой и риторикой
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания для создания устных и письменных текстов в межличностном и межкультурном взаимодействии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками создания устных и письменных текстов в межличностном и межкультурном взаимодействии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение. Орфоэпические и акцентные нормы русского языка
1.1. Понятие о нормах современного русского языка Лабораторные 1 10 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л1.2
1.2. Акцентологические нормы СРЯ Лабораторные 1 4 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л1.2
1.3. Акцентные нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 8 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Грамматические нормы русского языка
2.1. Грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Лабораторные 1 6 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.3, Л1.3, Л1.1
2.2. Грамматические нормы русского языка Сам. работа 1 14 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.1, Л1.3, Л1.1
Раздел 3. Лексические нормы русского языка
3.1. Лексические и грамматические нормы русского языка Лабораторные 1 6 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.1, Л1.2, Л1.3
3.2. Лексические и грамматические нормы русского языка. Современные тенденции их развития Сам. работа 1 10 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 4. Синтаксические нормы русского языка.
4.1. Синтаксические нормы русского языка Лабораторные 1 4 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л1.2
4.2. Синтаксические нормы русского языка. Современные тенденции их развития. Сам. работа 1 10 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.1, Л2.3, Л1.3, Л1.1
Раздел 5. Культура речи и эффективность общения
5.1. Культура речи и эффективность общения Лабораторные 2 10 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Лабораторные 2 8 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.1
5.3. Языковые особенности книжно-письменного типа современного литературного языка. Сам. работа 2 19 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л1.1
5.4. Особенности устной и письменной речи. ПОнятие функционально-стилевой грамотности Лабораторные 2 4 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.5. Функциональные стили современного русского языка Лабораторные 2 6 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л1.3
5.6. Функциональные стили современного русского языка Сам. работа 2 16 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л1.2
5.7. Официально-деловой и научный стили русского языка Лабораторные 2 2 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.1, Л1.3, Л1.1
5.8. Культура речи и эффективность общения Сам. работа 2 16 ОК-7, ОК-11, ОПК-6 Л2.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Язык как средство человеческого общения.
2. Знаковый характер языка.
3. Понятие «культура речи», его составляющие
4. Формы существования языка.
5. Особенности книжной и разговорной речи.
6. Понятие языковой нормы
7. Лексические нормы. Основные типы речевых ошибок.
8. Понятие грамматической нормы.
9. Грамматические нормы в области существительных.
10. Грамматические нормы в области прилагательных и существительных.
11. Грамматические нормы в области глагола.
12. Орфоэпические нормы русского языка.
13. Особенности ударения в русском языке.
14. Синтаксические нормы. Типы синтаксических ошибок.
15. Выразительность речи.
16. Понятие речевого этикета.
17. Функциональные стили современного русского литературного языка.
18. Культура научной и профессиональной речи.
19. Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
20. Культура деловой речи.
21. Требования, предъявляемые к составу и оформлению реквизитов документов.
22. Основные типы и жанры документов.
23. Невербальные средства общения.
24. Жанр и композиция текста.
25. Цельность и связность как основные признаки текста.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложенный файл

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: учебное пособие: учебное пособие М.: МИРБИС, Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Доронина С.В. Трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс: Практикум АлтГУ, Барнаул, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Ипполитова Н. А. , Князева О. Ю. , Савова М. Р. Русский язык и культура речи: практикум: практикум М.: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: справочное пособие РАН, Институт русского языка им. В. В. Виноградова.- 3-е изд., стер.- М. : АСТ, 2004
Л2.2 Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения: учеб. пособие М: Наука, 2008 znanium.com
Л2.3 Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие М.: Проспект, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка
Э2 www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ру»
Э3 www.google.ru – поисковая система google
Э4 http://slovari.ru Справочно-информационная система «Словари.ru»
Э5 http://foreign.slovaronline.com/ Толковый словарь иностранных слов.
Э6 http://myslang.ru/words/tag Словарь современного языка
Э7 http://tolkslovar.ru/ Общий толковый словарь русского языка (поисковая система объединяет самые популярные толковые словари русского языка).
Э8 http://www.krupenichka.ru/ustarevshie-slova/slovar-ustarevshih-slov.htm Словарь устаревших слов
Э9 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
Э10 www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру» www.google.ru – поисковая система google www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)

6.4. Перечень информационных справочных систем
www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка
www.gramota.ruСправочно-информационный портал «Грамота.ру»
www.google.ru – поисковая система google
www.russcomm.ru- Российская коммуникативная ассоциация (РКА)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Контактная работа с преподавателем и самостоятельная работа студента ставят своей целью приобретение целостной картины по освоению учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». К услугам студента лекционный курс, учебники, учебные пособия, дополнительная литература, задания для самостоятельной работы, задания к практическим занятиям, изучение понятийного аппарата по курсу «Русский язык и культура речи».
Существенную помощь в освоении курса окажут:
- рабочая программа курса, освещающая тематический план занятий;
- список научных работ и учебной литературы;
- учебное пособие Доронина С.В. трубникова Ю.В. Ортология. Практический курс. Барнаул, 2010; 2016. Оно содержит список научных работ, необходимых для освоения разделов курса, практические, исследовательские задания, упражнения для закрепления материала и проверочные тесты: