Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 31 | 31 | 31 | 31 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование представлений о сущности молодежи как социально-демографической группы с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодежи в социальной структуре общества, особенностями ее сознания и поведения; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем молодежи. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.02 |
ПК-7 | Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде |
ПК-9 | Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы анализа проблемного поля, специфику проблем молодежной сферы; виды решений, подходы к принятию индивидуальных и коллективных решений в молодежной среде; современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, методики проектирования социальных процессов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать место и роль молодежи в общественно-политической жизни общества; анализировать деятельность молодежных движений с использованием современных социологических методов, выявлять проблемы и предлагать решения этих проблем; выявлять проблемные ситуации в молодежной среде, системно анализировать проблемы в молодежной среде; аргументировать выбор способов принятия организационных решений в молодежной среде. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками разработки проектов, программ и других материалов перспективной деятельности в области развития и поддержки социальных инициатив детей и молодежи в России; способами принятия организационных решений в молодежной среде, способами делегирования полномочий при решении организационных проблем, техниками выработки групповых/коллективных решений; навыками анализа проблем молодежи; навыками применения социологических методов для изучения общественных движений молодежи, навыками применения социальных технологий для решения проблем общественных и политических движений молодежи. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология молодежи: особенности объекта и предмет науки | ||||||
1.1. | Молодежь в системе социологического знания. Молодежь как социальная группа. Предмет социологии молодежи | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Молодежь: концептуализация понятия и направления исследований. Определение возрастных границ молодежи. Социальный статус. Современные социологические концепции молодежи | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Социология молодежи: особенности объекта и предмет науки | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Методологические проблемы социологического изучения процесса социализации. Социальное развитие молодежи | ||||||
2.1. | Личность молодого человека как предмет социологии | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Личность молодого человека как предмет социологии | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.3. | Проблемы социализации и воспитания. Социальное развитие молодежи | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.4. | Проблемы социализации и воспитания. Социальное развитие молодежи | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.5. | Интеграция молодежи в социальную структуру. Молодежь в общественном воспроизводстве. Преемственность и конфликт поколений. Молодежь в воспроизводстве социальной структуры общества | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.6. | Интеграция молодежи в социальную структуру. Молодежь в общественном воспроизводстве. Преемственность и конфликт поколений. Молодежь в воспроизводстве социальной структуры общества | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
2.7. | Социальная стратификация молодежи. Проблемы труда и занятости молодежи в материальном производстве. Воспроизводство социально-профессиональной структуры | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.8. | Социальная стратификация молодежи. Проблемы труда и занятости молодежи в материальном производстве. Воспроизводство социально-профессиональной структуры | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.9. | Молодежь в сфере распределительных отношений и потребления. Проблемы социального расслоения | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.10. | Молодежь в сфере распределительных отношений и потребления. Проблемы социального расслоения | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.11. | Социальное самочувствие молодежи. Воспроизводство духовной жизни | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.12. | Социальное самочувствие молодежи. Воспроизводство духовной жизни | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.13. | Демографическое воспроизводство. Состояние здоровья молодежи | Лекции | 3 | 1 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.14. | Демографическое воспроизводство. Состояние здоровья молодежи | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.15. | Этнический статус в молодежной среде. Проблемы воспроизводства | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.16. | Этнический статус в молодежной среде. Проблемы воспроизводства | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.17. | Методологические проблемы социологического изучения процесса социализации. Социальное развитие молодежи | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Молодежь в политической жизни общества. Социальные конфликты в молодежной среде | ||||||
3.1. | Социальная самоидентификация молодежи. Особенности молодежи как субъекта политических отношений. Характеристика политического сознания молодежи | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Положение молодежи в структуре власти и формы ее участия в политической жизни | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Государственная молодежная политика | Практические | 3 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 | |
3.4. | Типология молодежных конфликтов и способы их разрешения | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Социальная интеграция как форма реализации конфликтов | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Социальное исключение молодежи. Проблемы девиантного поведения | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Молодежь в политической жизни общества. Социальные конфликты в молодежной среде | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Методические проблемы социологического исследования молодежи | ||||||
4.1. | Организация социологических исследований проблем молодежи. Релевантность методов опроса специфике молодежи как объекту исследования | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Организация социологических исследований проблем молодежи. Релевантность методов опроса специфике молодежи как объекту исследования | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Методы, процедуры и организация социологических исследований проблем молодежи | Лекции | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Методы, процедуры и организация социологических исследований проблем молодежи | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.5. | Выбор методов опроса. Предпочтение методов опроса различными возрастными и социальными группами молодежи | Практические | 3 | 2 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.6. | Методические проблемы социологического исследования молодежи | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-7, ПК-9 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под редакцией Басов Н. Ф. | Социальная работа с молодежью: учебное пособие | М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961 |
Л1.2 | Леньков Р.В. - отв. ред. | СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Чирун С.Н. | Молодежная политика: генезис, состояние, региональная специфика: учеб.пособие | Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2009 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека | |||
Э2 | http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ | |||
Э3 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э4 | http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | |||
Э5 | http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э6 | Курс в Мудл "Социология молодежи" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Студентам необходимо: - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |