МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология молодежи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 50
самостоятельная работа 31
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 31 31 31 31
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о сущности молодежи как социально-демографической группы с точки зрения ее роли и места в общественном воспроизводстве; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодежи в социальной структуре общества, особенностями ее сознания и поведения; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-6: Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
ПК-7: Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
ПК-8: Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность процессов самообразования и самоорганизации, их роль и значение в развитии личности и решении профессионально-педагогических задач работы с молодежью; теоретические основы осуществления самообразования и самоорганизации, способы и подходы к их изучению и формированию; принципы разработки и осуществления программ самообразования и самоорганизации деятельности; содержательные и технологические возможности современных информационных технологий и средств массовой информации в решении задач самообразования и самоорганизации. Имеет сформированные представления о социально-психологические основах общественных и межличностных отношений; основных принципах социального партнерства; основах коммуникативного поведения;
3.2.Уметь:
3.2.1.диагностировать, оценивать и анализировать результаты собственной профессионально-педагогической деятельности, эффективности ее организации, уровень общекультурного, профессионального и личностного развития; выстраивать траекторию самообразования, проектировать деятельность по самоорганизации; планировать и поэтапно выстраивать процесс самообразования и самоорганизации в соответствии с поставленными целями и задачами; определять необходимые направления самообразования и разрабатывать эффективные формы и способы самоорганизации, требуемые для решения профессионально-педагогических задач; использовать современные информационные технологии и средства массовой информации в решении задач самообразования и самоорганизации; анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы межличностных отношений; выявлять и учитывать индивидуальные особенности коммуникации при кооперации и работе в коллективе;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками диагностики результатов самообразования и самоорганизации профессионально-педагогической деятельности; способами постановки цели и задач самообразования и самоорганизации деятельности, определения направлений их совершенствования для решения конкретных профессионально-педагогических и познавательных задач, общекультурного и личностного развития; основными способами разработки программ самообразования и самоорганизации, эффективными формами и методами их реализации; методами поиска, отбора, систематизации и классификации информации, современными информационными технологиями и средствами для решения задач самообразования и самоорганизации профессионально-педагогической деятельности; навыками рефлексии собственной деятельности и личностного развития; навыками коммуникативного поведения в коллективе и профессиональной организации; методами преодоления межгрупповых и межличностных конфликтов в молодежных сообществах и профессиональных коллективах; практическими навыками организации работы с молодежью.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология молодежи: особенности объекта и предмет науки
1.1. Молодежь в системе социологического знания. Молодежь как социальная группа. Предмет социологии молодежи Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Социология молодежи: особенности объекта и предмет науки Сам. работа 3 5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Методологические проблемы социологического изучения процесса социализации. Социальное развитие молодежи
2.3. Личность молодого человека как предмет социологии Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Личность молодого человека как предмет социологии Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Проблемы социализации и воспитания. Социальное развитие молодежи Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Проблемы социализации и воспитания. Социальное развитие молодежи Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Интеграция молодежи в социальную структуру. Молодежь в общественном воспроизводстве. Преемственность и конфликт поколений. Молодежь в воспроизводстве социальной структуры общества Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Интеграция молодежи в социальную структуру. Молодежь в общественном воспроизводстве. Преемственность и конфликт поколений. Молодежь в воспроизводстве социальной структуры общества Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Социальная стратификация молодежи. Проблемы труда и занятости молодежи в материальном производстве. Воспроизводство социально-профессиональной структуры Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Социальная стратификация молодежи. Проблемы труда и занятости молодежи в материальном производстве. Воспроизводство социально-профессиональной структуры Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Молодежь в сфере распределительных отношений и потребления. Проблемы социального расслоения Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Молодежь в сфере распределительных отношений и потребления. Проблемы социального расслоения Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Социальное самочувствие молодежи. Воспроизводство духовной жизни Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.14. Социальное самочувствие молодежи. Воспроизводство духовной жизни Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.15. Демографическое воспроизводство. Состояние здоровья молодежи Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.16. Демографическое воспроизводство. Состояние здоровья молодежи Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.17. Этнический статус в молодежной среде. Проблемы воспроизводства Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.18. Этнический статус в молодежной среде. Проблемы воспроизводства Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.19. Методологические проблемы социологического изучения процесса социализации. Социальное развитие молодежи Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Молодежь в политической жизни общества. Социальные конфликты в молодежной среде
3.20. Социальная самоидентификация молодежи. Особенности молодежи как субъекта политических отношений. Характеристика политического сознания молодежи Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.21. Положение молодежи в структуре власти и формы ее участия в политической жизни Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.22. Государственная молодежная политика Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.23. Типология молодежных конфликтов и способы их разрешения Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.24. Социальная интеграция как форма реализации конфликтов Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.25. Социальное исключение молодежи. Проблемы девиантного поведения Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.26. Молодежь в политической жизни общества. Социальные конфликты в молодежной среде Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методические проблемы социологического исследования молодежи
4.27. Организация социологических исследований проблем молодежи. Релевантность методов опроса специфике молодежи как объекту исследования Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.28. Организация социологических исследований проблем молодежи. Релевантность методов опроса специфике молодежи как объекту исследования Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.29. Методы, процедуры и организация социологических исследований проблем молодежи Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.30. Методы, процедуры и организация социологических исследований проблем молодежи Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.31. Выбор методов опроса. Предпочтение методов опроса различными возрастными и социальными группами молодежи Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.32. Методические проблемы социологического исследования молодежи Сам. работа 3 10 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
Л1.2 Леньков Р.В. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1A2A48B4-2B0D-4054-B98A-8954A202DAE6
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чирун С.Н. Молодежная политика: генезис, состояние, региональная специфика: учеб.пособие Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227839
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.