МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в специальность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 69
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 28 28 28 28
Сам. работа 69 69 69 69
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Введение в специальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование целостных представлений об объектах, видах и областях профессиональной деятельности бакалавров по работе с молодежью, в том числе свойств и состояний молодежи, социокультурных процессов в молодежной среде, молодежной политики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2: способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность
ОПК-3: готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы развития работы с молодежью. Знать цели, задачи и принципы работы с молодежью, области, объекты и виды профессиональной деятельности бакалавра работы с молодежью. Перечислить современные требования и необходимые условия работы с молодежью. Знать сущность, цели, задачи, принципы государственной молодежной политики, мировые тенденции в сфере молодежной политики. Знать особенности молодежной политики в изменяющемся российском обществе.
особенности структуры социальной службы по работе с молодежью. Знать сущность, виды и механизмы социального партнерства в работе с молодежью, взаимодействия государственных, общественных, политических и религиозных организаций, теоретические модели социального взаимодействия субъектов системы работы с молодежью.
различные подходы в интерпретации молодежи как объекта научного анализа, особенности молодежи как социально-демографической группы. Знать особенности самоидентифика-ции молодежи, проблемы социаль-ной идентификации. Знать определение молодежной культуры, субкультуры и контркультуры, их специфику и взаимосвязь. Понимать значение субкультуры для развития молодого человека.
особенности молодежи как со-циально-демографической группы, перечислять инновационные способности молодежи, определять молодежь как субъекта общественных отношений. Выделять общие черты молодежи и специфические особенности ее отдельных групп, а также различия молодежи и других возрастных групп. Знать основы теории поколений, осознавать сущность и предпосылки возникновения конфликта поколений.
3.2.Уметь:
3.2.1.выделять ключевые проблемы развития молодежи в современном обществе и применять имеющийся опыт работы с молодежью для их решения.
применять теоретические модели для анализа реальных социальных взаимодействий, определять направления взаимодействия социальных партнеров для решения молодежных проблем.
выделять социальные и исследовательские проблемы, связанные с положением молодежи в обществе, молодежной культурой, молодежным активизмом.
осуществлять сбор и классификацию информации по проблемам взаимодействия поколений, анализировать социальное поведение молодежи в контексте межпоколенных взаимодействий.
Осознавать роль средств массовой информации в формировании молодежной культуры и субкультуры. Знать особенности проявления социальной активности молодежи, виды и формы молодежного активизма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и социальными технологиями работы с молодежью. Быть готовим осуществлять свою профессиональную деятельность, осознавать ее важность и необходимость.
навыками делового общения, Готовностью сотрудничать с представителями общественных, политических объединений и государственных структур в своей профессиональной деятельности.
навыками научного осмысления проблем молодежи. Владение навыками публичного выступления, подготовки докладов и презентаций по молодежной проблематике.
основами социального проектирования для улучшения межпоколенных взаимодействий, преемственности между поколениями, навыками участия в реализации молодежных программ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в специальность
1.1. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.2. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.3. Работа с молодежью как профессиональная деятельность Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.4. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.5. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.6. Теоретико-организационные основы работы с молодежью Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.7. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.8. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.9. Самоидентификация современной молодежи как особой социально-демографической группы Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.10. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.11. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.12. Молодежь и межпоколенные взаимодействия Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.13. Траектории социализации современной молодежи Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.14. Траектории социализации современной молодежи Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.15. Траектории социализации современной молодежи Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.3
1.16. Молодежь и молодежная культура Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.17. Молодежь и молодежная культура Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1
1.18. Молодежь и молодежная культура Сам. работа 2 10 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.19. Молодежная политика в современном обществе Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.20. Молодежная политика в современном обществе Практические 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.21. Молодежная политика в современном обществе Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.22. Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.23. Практические методы работы и социальные технологии в работе с молодежью Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.24. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Лекции 2 4 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.25. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Практические 2 2 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2
1.26. Учреждения и организации, ведущие работу с молодежью Сам. работа 2 3 ОПК-2, ОПК-3 Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Организация работы с молодежью: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=362866
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Молодежь Алтая: оценка современного положения, социально-экономической и политической активности: монография Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1915
Л2.2 Шурбе В. З. Молодежь и общество: Научные монографии НГТУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=436260
Л2.3 Журавлева О. В. Молодежь на рынке труда: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=437496
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.