МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Возрастная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № № 1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование научных представлений о становлении мира и личности человека в онтогенезе, о закономерностях психического развитии человека; обеспечение возможности решения профессиональных задач с учетом особенностей возрастного развития нуждающихся в психосоциальной помощи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5: способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия
ПК-3: способностью предоставлять меры социальной защиты, в том числе социального обеспечения, социальной помощи и социального обслуживания с целью улучшения условий жизнедеятельности гражданина и расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности, путем мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-основные концепции возрастного развития, закономерности психического развития, -психологические особенности детей и взрослых разного возраста, основную -терминологию возрастной психологии, возможные последствия психосоциального воздействия;
- и понимать основные психологические особенности каждого возраста, возможности и ограничения человека, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- основные актуальные проблемы и современное состояние возрастной психологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности, -устанавливать соотношение между индивидуальным поведением человека и его возрастными особенностями.
- планировать, организовывать, осуществлять разнообразные формы деятельности с разными возрастными группами и потенциальными клиентами, представителями разных возрастных групп.
- использовать полученные знания в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-разнообразными навыками анализа и решения профессиональной задачи с учетом возрастных особенностей потенциальной аудитории, потенциального клиента, и готов -нести ответственность за принимаемы профессиональные решения;
- способами профилактики негативных вариантов развития личности, прогнозировать возможности развития человека.
- навыками анализа типичных и своеобразных профессиональных задач с учетом нравственных, этических возрастных, психологических, индивидуальных норм и правил


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы
1.1. Предмет, задачи, методы возрастной психологии Лекции 4 2 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.2. Методы возрастной психологии Сам. работа 4 14 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.3. Психологическая категория «детство». Психологическая категория «развитие». Психологическая категория «возраст» Сам. работа 4 10 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.4. Проблемы возрастной периодизации Сам. работа 4 10 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.5. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Сам. работа 4 10 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.6. Культурно-исторический подход в периодизации психическогоразвития Практические 4 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.7. Сравнительная характеристика развития сенсорики и моторики в периоды раннего и позднего младенчества Практические 4 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.8. Виды деятельности ребенка раннего возраста и их роль на психическое развитие Сам. работа 4 4 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.9. Психологические особенности ребенка-дошкольника. Продуктивные виды деятельности ребенка-дошкольника – необходимое условие психического развития Лекции 4 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.10. Основные линии развития и новообразования дошкольника Практические 4 2 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.11. Готовность ребенка к школьному обучению: принципы социальной, психологической и педагогической диагностики Сам. работа 4 6 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.12. Психологические особенности младшего школьного возраста Сам. работа 4 6 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.13. Трудности обучения в школе: пути их преодоления Сам. работа 4 8 ОПК-5 Л2.1, Л1.1
1.14. Психологические особенности подросткового возраста. Формирование личности в подростковом возрасте Сам. работа 4 8 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.15. Чувство взрослости . Юношество и молодость: переход от детства к взрослости Сам. работа 4 10 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.16. Самоопределение в собственной жизнедеятельности. Эффективное самоопределение Сам. работа 4 8 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1
1.17. Зачет 4 4 ОПК-5, ПК-3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
2. Психологическая категория «возраст».
3. Психологическая категория «развитие». Преформированный и непреформированный типы развития.
4. Биологический фактор развития (теория рекапитуляции). Соотношение биологического и социального факторов.
5. Социальная среда как фактор развития. Соотношение биологического и социального факторов.
6. Принцип конвергенции двух факторов (В. Штерн). Положение Л.С. Выготского о единстве наследственных и социальных факторов развития.
7. Понятия «сензитивные периоды развития», «зона ближайшего развития». «ЗБР» как принцип обучения, принцип диагностики.
8. Законы и закономерности психического развития ребенка.
9. Проблема возрастной периодизации. Возрастной период. Стабильные и кризисные периоды.
10. Проблема возрастной периодизации. Характеристика основных групп возрастных периодизаций (периодизация по внешнему признаку, периодизация по одному признаку, периодизация по нескольким признакам развития).
11. Социальная ситуация развития, новообразования, ведущий вид деятельности, кризис как ведущие характеристики возрастного периода.
12. Общая характеристика кризиса новорожденности.
13. Общая характеристика возрастного периода младенчества.
14. Характеристика кризиса первого года.
15. Общая характеристика возрастного периода раннего детства
16. Характеристика кризиса трех лет.
17. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.
18. Общая характеристика возрастного периода дошкольного детства
19. Кризис 7 лет. Основная характеристика
20. Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
21. Структура учебной деятельности, общие закономерности формирования учебной деятельности.
22. Общая характеристика подросткового возраста.
23. Профессиональная направленность как ведущее новообразование юношеского возраста
24. Характеристика психологических особенностей взрослого человека и человека зрелого возраста
25. Периодизация старения. Типы приспособления личности к старости: конструктивный тип, отношение зависимости, оборонительное отношение, отношение враждебности к другим, отношение враждебности к себе
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Динамика и структура возраста
Проблемы соотношения развития и обучения
Л.С. Выготский о единство наследственных и социальных моментов в процессе развития.
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского: основные положения
Исследования Божович Л.И. о возрастной динамики
Возрастная психология Древней Греции
Вопросы психологического развития детей в период Возрождения
Тесты как метод исследования
Лонгитюдная стратегия исследования
Роль взрослого в развитии ребенка
Периодизация возрастного развития Слободчикова В.И., Цукерман В.И.
Психологические особенности депривированного ребенка
Генезис форм общения ребенка со взрослым от 0 до 7 лет.
Динамика форм общения ребенка со сверстником от 0 до 7 лет.
Особенности психического развития детей раннего возраста, находящихся в условиях материнской депривации.
Индивидуальные особенности детей раннего возраста и их учет в воспитании
Влияние различных видов игры на психическое и личностное развитие ребенка
Использование игры в психотерапевтической и психокоррекционной деятельности психолога с детьми дошкольного возраста
Элементы учебной деятельности в дошкольном детстве.
Готовность ребенка к школьному обучению.
Неблагоприятные варианты развития младшего школьника: агрессивность, тревожность, социально-педагогическая запущенность.
Роль сверстников в формировании самооценки детей младшего школьного возраста.
Основные условия развития в младшем школьном возрасте.
Неблагоприятные варианты развития в подростковом возрасте: девиантное поведение, суицидальное поведение, агрессивность.
Особенности общения подростков со сверстниками.
Формирование профессиональной направленности подростков.
Неформальные объединения подростков.
Проблемы асоциального поведения подростков. Меры профилактики подросткового асоциального поведения
Проявление потребности в самовыражении (проблемы творчества и асоциального поведения) в период юности.
Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности
Развитие творческой активности в период юности.
«Биографические» кризисы.
Самореализация как способ построения жизненного пути
Психологические особенности мужчин, вернувшихся из зон военных конфликтов.
Семейные конфликты. Причины.
Профилактика старения
Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
Основные направления работы психолога с пожилыми.
Завершение профессиональной деятельности: основная характеристика кризиса
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Обухова Л.Ф. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/89F9EFB5-4377-4A69-A008-56CA2D7C74FD
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорокоумова Е.А. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4A7ACB99-6C1D-47E7-B8B9-2EDC2FCAF64C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Возрастная психология http://portal.edu.asu.ru/course/edit.php?id=2986
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.