МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Государственная молодежная политика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Государственная молодежная политика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение перспектив развития государственной молодежной политики в Российской Федерации, законодательства в области государственной молодежной политики на современном этапе. Формирование у студентов целостного представления о государственной молодежной политике как одном из приоритетных направлений государственной политики, её роли в обеспечении социального развития страны и раскрытии инновационного потенциала молодого поколения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-8: Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
ПК-12: Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.особенности и методы современной работы с молодежью, подходов, понятийного аппарата, использовавшихся в период трансформации российского общества и используемых на современном этапе; основные проблемы молодежной среды в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга; основные социальные институты по работе с молодежью.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать молодежную сферу как самостоятельную отрасль, а соответственно видеть системный характер самой молодежной работы; вырабатывать организационные решения в области досуга, быта молодежи;
вырабатывать организационные решения в области взаимодействия с общественными объединениями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа основ политики государства в отношении молодежи и ее общественных объединений; навыками организации информационного обеспечения молодежи, навыками организации взаимодействия с СМИ; навыками организации помощи в разнообразных актуальных проблемах молодежи; навыками взаимодействия с социальными институтами.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Молодежь как особая социально-демографическая группа Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.2. Социологический портрет российской молодежи Практические 4 4 ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Молодежная политика в дореволюционной России: формы реализации, направления Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.4. Молодежная политика в советской России Практические 4 4 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Молодежная политика в современной России Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.6. Проблема обеспечения национальной безопасности как задача ГМП Практические 4 2 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.7. Понятие «государственная молодежная политика» (ГМП). Теоретические концепции и подходы к формированию государственной молодежной политики в современной России Лекции 4 4 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.8. Теоретические основы современной молодежной политики Практические 4 4 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.9. Кадровое обеспечение ГМП Лекции 4 4 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.10. Нормативно-правовые основы молодежной политики Российской Федерации Лекции 4 2 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.11. Институциональные основы молодежной политики Российской Федерации Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Институциональные и нормативно-правовые основы молодежной политики Российской Федерации Практические 4 4 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Цели и направления государственной молодежной политики в России Лекции 4 4 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.14. Основные направления реализации государственной молодежной политики Российской Федерации Практические 4 4 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.15. Формирование гражданской позиции, обеспечение взаимодействия с политическими институтами, развитие социальной активности молодежи Лекции 4 4 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений Практические 4 4 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Молодежная политика Алтайского края Лекции 4 2 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Молодежная политика Алтайского края Практические 4 4 ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Государственная молодежная политика Сам. работа 4 23 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.20. Государственная молодежная политика Экзамен 4 27 ОК-2, ОК-6, ОК-7, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зинурова Р. И., Гаязова Э. Б., Тузиков А. Р. Нормативно-правовое регулирование молодежной политики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Издательство КНИТУ, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=428305
Л1.2 Евстратова Т. А. Основы молодежной политики: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2018 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=473944
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Стерлядева Правовые основы работы с молодежью: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2416
Л2.2 Леньков Р.В. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1A2A48B4-2B0D-4054-B98A-8954A202DAE6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
Э2 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э3 Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.