МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловое общение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Деловое общение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Создание условий для формирования коммуникативных компетенции в профессиональной области будущих специалистов. Изучение теоретических и прикладных аспектов командообразования, необходимых для выполнения профессиональных функций. Овладение навыками делового общения, сотрудничества и взаимопонимания, а также формирование умений создавать и работать в команде, обеспечивая оптимальный режим функционирования команды. Развивать навыки эффективного руководителя и лидера в команде, необходимые в процессе становления конкурентоспособного специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы материала данного курса, теоретические основы и механизмы создания команды, руководство группой.
важнейшие логические и психологические аспекты спора; правила и приемы подготовки публичного выступления; факторы, определяющие успех ораторской речи.
особенности делового общения как вида профессиональной деятельности; правила речевого этикета делового человека; критерии эффективности делового общения; языковые нормы официально-деловой письменной речи.
основные теоретические подходы к определению досуга, молодежного досуга, молодежи как социально-демографической группы населения.
способы предотвращения и решения конфликтов в коллективе, с партнерами по общению; основные особенности межкультурного делового общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно применять навыки вербальной и невербальной деловой коммуникации, вести деловую беседу, знать особенности деловой переписки; разрабатывать и принимать управленческие решения, объективно оценивать профессиональную деятельность других людей.
эффективно общаться на русском языке, решая профессиональные задачи (с применением знаний основ публичного выступления, искусства убеждения собеседника); отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения; конструктивно и умело вести спор.
критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес; моделировать деловые ситуации и проектировать свое поведение в них; продумывать стратегию и тактику речевого поведения; составлять деловые бумаги: распорядительные и инструктивно-методические документы, а также коммерческие письма (с соблюдением норм орфографии и пунктуации, деловой стилистики и этикета); успешно вести деловые переговоры, деловое совещание, деловую беседу, телефонный разговор и т.д.
анализировать нормативно-правовую базу (федерального и краевого уровней) деятельности по организации молодежного досуга.
анализировать собственное поведение и поведение партнеров по общению; предотвращать и урегулировать конфликты в процессе делового общения; организовывать деловое общение с учетом межкультурных, этнических и гендерных различий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельной диагностики и выявления текущей, проблемной или конфликтной ситуаций в области делового (профессионального) общения; вести деловую беседу и знать специфику деловой переписки.
навыками по созданию высказываний для публичных выступлений; приемами убеждающей речи.
навыками продуктивного делового общения; навыками осуществления деловых контактов с помощью различных коммуникативных средств; психологическими и речевыми приёмами ведения деловой беседы, переговоров, совещания, телефонного разговора; необходимыми знаниями по составлению деловых бумаг.
навыками проведения досуговых мероприятий в молодежной группе.
навыками поведения в конфликтной ситуации и ее разрешения; способами взаимодействия в межкультурном деловом общении.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы делового общения
1.1. Методология и феноменология делового общения Лекции 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Вербальные и невербальные коммуникации Лекции 2 2 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Конфликтные ситуации и этика делового общения Лекции 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Имидж делового человека Лекции 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Методология и феноменология делового общения Практические 2 14 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Вербальные и невербальные коммуникации Практические 2 8 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Конфликтные ситуации и этика делового общения Практические 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Имидж делового человека Практические 2 4 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Сущность, основные понятия, структура делового общения. Основные виды и формы делового общения. Коммуникативно-информационная сторона делового взаимодействия. Сам. работа 2 9 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Технология делового общения. Формы делового общения. Суть и содержание основных понятий: деловая беседа, деловое совещание, публичное выступление, переговорный процесс и др. Речевые (вербальные) деловые коммуникации и деловая культура. Невербальные деловые коммуникации в деловом общении. Специфика восприятия человека человеком. Барьеры в общении. Невербальные проявления в общении. Жесты, мимика, характеристики голоса в процессе делового общения. Конфликтные ситуации и этика делового общения. Понятие «конфликтная ситуация» в деловом общении. Классификация и особенности профессиональных и деловых конфликтов. Сам. работа 2 10 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Непосредственное и дистантное общение. Понятия: спор, дискуссия, полемика в деловом общении. Особенности и характеристика профессионального общения по телефону. Деловая переписка (деловое письмо, факс). Сам. работа 2 10 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. Имидж делового человека. Имидж, стиль делового человека. Одежда, аксессуары, манеры и др. Психология лидерства и деловое общение. Специфика общения руководителя. Мотивационное общение. Манипулятивное общение. Технологии создании команды и командообразование. Основные понятия: команда, группа, коллектив и др. Механизмы создания группы или команды. Сам. работа 2 10 ОК-5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.13. Экзамен 2 27 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к экзамену
Деловое общение. Методология делового общения. Феноменология делового общения.
Сущность, основные понятия, структура делового общения.
Основные виды и формы делового общения.
Коммуникативно-информационная сторона делового взаимодействия.
Технология делового общения. Формы делового общения.
Суть и содержание основных понятий: деловая беседа, деловое совещание, публичное выступление, переговорный процесс и др.
Речевые (вербальные) деловые коммуникации и деловая культура.
Невербальные деловые коммуникации в деловом общении.
Специфика восприятия человека человеком. Барьеры в общении.
Невербальные проявления в общении. Жесты, мимика, характеристики голоса в процессе делового общения.
Конфликтные ситуации и этика делового общения.
Понятие «конфликтная ситуация» в деловом общении. Классификация и особенности профессиональных и деловых конфликтов.
Непосредственное и дистантное общение.
Понятия: спор, дискуссия, полемика в деловом общении.
Особенности и характеристика профессионального общения по телефону.
Деловая переписка (деловое письмо, факс).
Имидж делового человека.
Имидж, стиль делового человека. Одежда, аксессуары, манеры и др.
Психология лидерства и деловое общение.
Специфика общения руководителя. Мотивационное общение. Манипулятивное общение.
Технологии создании команды и командообразование.
Основные понятия: команда, группа, коллектив и др.
Механизмы создания группы или команды.
Специфика работы в команде. Ролевые функции.
Сплоченность и толерантность в группе.
Понятие: «командный дух», «толерантность», «сплоченность группы». Механизмы и приемы сплочения группы (команды).
Формальное и неформальное деловое общение.
Тренинг коммуникативной компетентности.
Отработка навыков эффективного конструктивного взаимодействия.
Формирование умений выстраивать профессиональные коммуникации.
Тренинг делового и профессионального общения.
Игры, приемы и упражнения, направленные на закрепление навыков делового и профессионального общения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Имидж делового человека.
Имидж, стиль делового человека. Одежда, аксессуары, манеры и др.
Психология лидерства и деловое общение.
Специфика общения руководителя. Мотивационное общение. Манипулятивное общение.
Технологии создании команды и командообразование.
Основные понятия: команда, группа, коллектив и др.
Механизмы создания группы или команды.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Панфилова А.П. - отв. ред. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Панфилова А.П., Долматов А.В. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Деловле общение portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Деловая библиотека ЦМТ (Центральной Международной торговли)
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета
http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.