МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационное поведение молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 32
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 32 32 32 32
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, старший преподаватель, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Инновационное поведение молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение системой теоретических знаний о современных инновационных процессах, факторах и условиях, обеспечивающих инновационное поведение, овладение практическими, современными, образовательными технологиями, направленными на формирование инновационного поведения молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-9 Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, правила и сущность гуманитарных технологий как условия становления инновационного поведения; основные инновационные образовательные технологии, инновационные методы и методики, используемые в обучении на разных этапах образовательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами; применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы гуманитарных технологий, их инновационный потенциал; применять эти знания в своей профессиональной деятельности, использовать полученные знания в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками моделирования и проектирования гуманитарных технологий как условия становления инновационного поведения; навыками применения полученных знаний в разнообразных видах психосоциальной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Традиционные и инновационные процессы
1.1. Инновации, инноватика – характеристика понятий Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Основания социального заказа на инновационное поведение молодежи в РФ Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Инновация: проблема оценки новизны Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Принципы управления инновациями Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Инновационные потребности возможности РФ Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Традиционные и инновационные процессы Сам. работа 3 8 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основания инновационного образования в России
2.1. Образование как ресурс повышения инновативности молодежи Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Реформирование российского образования Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Реформирование российского образования Практические 3 4 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Анализ Закона об образовании и анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» с целью оценки их инновационного потенциала Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Основания инновационного образования в России Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Инновационные образовательные технологии
3.1. Научно-философские основания инновационного образования в России Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы активного социально-психологического обучения: инновационный потенциал технологий Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Сущность и структура инновационного процесса в образовании Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Разработка элементов инновации на уровне дидактических идей Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Инновационные образовательные технологии Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Инновационное поведение человека
4.1. Инновационное поведение человека Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Проблемы инновационного поведения Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Психологические характеристики инноваторов Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Инновационное поведение человека Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения
5.1. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения Лекции 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.2. Принципы экспертизы содержания образовательных проектов и методических разработок Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.3. Экспертиза инновационного содержания образовательных проектов и методических разработок Практические 3 2 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.4. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-9 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонец В.А. - Отв. ред., Бедный Б.И. - Отв. ред. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Агарков А.П., Голов Р.С. Управление инновационной деятельностью: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Алексеева М.Б., Ветренко П.П. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ксензова Г. Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ. РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Поляков Н.А., Мотовилов О.В., Лукашов Н.В. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой Энциклопедия инновационных практик социально ориентированных некоммерческих организаций: Энциклопедии Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Э7 http://www.althisto.ru/ - сайт об истории Алтайского края.
Э8 www.altruism.ru – сайт, посвященный неформальным движениям и альтернативной педагогике.
Э9 www.altaimolodoi.ru - официальный сайт управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Э10 www.fadm.gov.ru –официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи.
Э11 www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/atlas.html - Атлас молодежных политических движений России.
Э12 www.yhrm.org.ru. – Молодежное правозащитное движение.
Э13 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э14 Журнал «Инновации. Технологии. Решения» - http://www.sibai.ru/content/view/414/528 и http://www.i-t-r.ru/?pg=itr-new
Э15 Интернет-журнал «Эйдос» (инновации в образовании) - http://www.eidos.ru/journal/index.htm
Э16 Журнал «Наука и инновации» - http://innosfera.org/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.