МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационное обеспечение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 38
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 38 38 38 38
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Информационное обеспечение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение информационной компетентности студентов, изучение принципов информирования молодежи, информационных каналов и ресурсов, опыта реализации информационных проектов, овладение теоретическими знаниями по курсу и навыками поиска информации

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.имеет сформированные представления об основных средствах и методах поиска информации, возможностях применения информационных технологий в профессиональной деятельности, методике составления списка использованной литературы в соответствии с действующими стандартами, основах информационного мировоззрения; особенности поиска необходимой информации в различных печатных и электронных источниках, в том числе иностранных, метрологические принципы.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания и практические навыки для решения актуальных профессиональных задач, применять методы сбора и анализа информации; воспринимать информацию и понимать ее сущность и значение в развитии современного общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками поиска необходимой информации из различных видов источников, навыками оформления ссылок, сносок и библиографического списка; техническими средствами для измерения основных параметров социальных процессов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики
1.1. Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики Лекции 5 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Виртуализация общества как социальный процесс. Молодежь в процессе виртуализации общества. Понятие и проявления симуляции социальных отношений Лекции 5 1 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Информационная компетентность. Технологическая грамотность в контексте социальной адаптации современной молодежи. Проблемы социальной дезадаптации молодежи в информационном пространстве Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Содержание информационной компетентности: базы данных литературных источников методического кабинета «Фолиант», Decision Tree,Deductor Studio Light,программы терминального доступа Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Информирование молодежи и развитие информационной компетентности молодежи как приоритет молодежной политики Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Принципы отбора содержания информации для молодежи
2.6. Принципы отбора содержания информации для молодежи. Система информационного обеспечения молодежи. Задачи молодежной информационной системы. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Федеральная система информационного обеспечения молодежи. Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Принципы отбора содержания информации для молодежи Сам. работа 5 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Каналы и ресурсы информирования молодежи
3.9. Сетевое общество. Каналы и ресурсы информирования молодежи. Информационные базы данных. Классификация подходов, методов и средств хранения и обработки социальной и социологической информации. Классификация информационных систем. Архитектура информационной системы. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.10. Информационные системы. Информационные базы данных. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.11. Каналы и ресурсы информирования молодежи Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования
4.12. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования. Структура и содержание молодежных СМИ в современной России. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.13. Контент-анализ журналов для молодежи в СССР, контент-анализ молодежных журналов в России. Практические 5 4 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.14. Развитие молодежных СМИ и каналов информирования Сам. работа 5 6 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи
5.15. Специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи. Современный этап развития архивов социологических данных в России. Концепция построения единого информационного пространства объектов культуры. Организация архивов. Функции архивов социологических данных. Типология архивов данных. Организация массивов социологических данных в архивах. Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.16. Работа с архивом социологических данных Практические 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.17. Работа с архивом социологических данных Практические 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
5.18. Специфика и требования к разработке проектов информирования молодежи Сам. работа 5 8 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 6. Опыт реализации проектов информирования молодежи в регионах РФ. Опыт деятельности информационных молодежных центров и служб
6.19. Опыт реализации проектов информирования молодежи в регионах РФ. Опыт деятельности информационных молодежных центров и служб. Лекции 5 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.20. Изучение опыта деятельности Алтайской краевой общественной организации «Молодые журналисты Алтая» Практические 5 2 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
6.21. Опыт реализации проектов информирования молодежи в регионах РФ. Опыт деятельности информационных молодежных центров и служб Сам. работа 5 12 ОПК-1, ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шапцев В.А., Бидуля Ю.В. ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/5010C1E1-28EC-47E2-B3FC-757D4584EE58
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новиков В.Э. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ КОМПАНИЙ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EA71BE56-8CE9-4676-BF63-57498EC5FE5F
Л2.2 Баженов О. В. Информационное обеспечение стратегического менеджмента: планирование и анализ (на примере предприятий медной промышленности): Научные монографии БИБЛИО-ГЛОБУС, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=229651
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э6 базы данных литературных источников методического кабинета «Фолиант»,
Э7 Decision Tree,
Э8 Deductor Studio Light,
Э9 программы терминального доступа
6.3. Перечень программного обеспечения
Mocrosoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.