МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История и современное состояние молодежной политики
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 62
самостоятельная работа 55
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 55 55 55 55
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История и современное состояние молодежной политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов целостного представления о молодежной политике как одном из приоритетных направлений государственной политики; знакомство с историей молодежной политики в России; её роли в обеспечении социального развития страны и раскрытии инновационного потенциала молодого поколения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-8: Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о молодежной политике как одном из приоритетных направлений государственной политики, её роли в обеспечении социального развития страны и раскрытии инновационного потенциала молодого поколения.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знания, касающиеся современного состояния государственной молодежной политики и механизмов её реализации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способствовать более полному раскрытию социального потенциала молодежи России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Молодежь как социальная группа
1.1. Молодежь как особая социально-демографическая группа Лекции 8 2 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.2. Социологический портрет российской молодежи Практические 8 4 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
1.3. Молодежь как социальная группа Сам. работа 8 10 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История молодежной политики в России
2.4. Молодежная политика в дореволюционной России: формы реализации, направления Лекции 8 1 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.5. Молодежная политика в советской России Практические 8 4 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.6. Молодежная политика в современной России Лекции 8 1 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
2.7. История молодежной политики в России Сам. работа 8 10 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические основы современной молодежной политики
3.8. Понятие «государственная молодежная политика» (ГМП). Теоретические концепции и подходы к формированию государственной молодежной политики в современной России Лекции 8 2 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.9. Проблема обеспечения национальной безопасности как задача ГМП Практические 8 6 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
3.10. Теоретические основы современной молодежной политики Сам. работа 8 10 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Институциональные и нормативно-правовые основы молодежной политики Российской Федерации
4.11. Нормативно-правовые основы молодежной политики Российской Федерации Лекции 8 2 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.12. Институциональные основы молодежной политики Российской Федерации Лекции 8 2 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.13. Кадровое обеспечение ГМП Практические 8 4 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.14. Институциональные и нормативно-правовые основы молодежной политики Российской Федерации Сам. работа 8 10 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основные направления реализации государственной молодежной политики Российской Федерации
5.15. Цели и направления государственной молодежной политики в России. Патриотическое воспитание и содействие культурно-исторической идентификации детей и молодежи Лекции 8 1 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.16. Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики. Система оценок эффективности государственной молодежной политики Лекции 8 2 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.17. Социально востребованная профессиональная ориентация, организация временной занятости несовершеннолетних, развитие деловой активности и конкурентоспособности молодых специалистов Лекции 8 2 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.18. Формирование гражданской позиции, обеспечение взаимодействия с политическими институтами, развитие социальной активности молодежи Лекции 8 2 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.19. Молодежная политика политических партий и общественно-политических движений России Практические 8 6 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.20. Развитие творческого и интеллектуального потенциала, содействие самореализации детей и молодежи в художественной, научной и технической деятельности Практические 8 6 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.21. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, реабилитация дезадаптированной молодежи Практические 8 6 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.22. Пропаганда здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, профилактика немедицинского употребления психоактивных веществ, раннее выявление и реабилитация наркозависимыПропаганда здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, профилактика немедицинского употребления психоактивных веществ, раннее выявление и реабилитация наркозависимыПропаганда здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, профилактика немедицинского употребления психоактивных веществ, раннее выявление и реабилитация наркозависимых Практические 8 4 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
5.23. Основные направления реализации государственной молодежной политики Российской Федерации Сам. работа 8 8 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Молодежная политика Алтайского края
6.24. Молодежная политика Алтайского края Лекции 8 1 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.25. Содержание и механизмы реализации краевых целевых программ Практические 8 4 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1
6.26. Молодежная политика Алтайского края Сам. работа 8 7 ОК-2, ПК-8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чирун С.Н. Молодежная политика: генезис, состояние, региональная специфика: учеб.пособие Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227839
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Леньков Р.В. - отв. ред. СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/1A2A48B4-2B0D-4054-B98A-8954A202DAE6
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации материала: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.