МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История психологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История психологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основной целью освоения дисциплины история психология является приобретение базовых знаний об истории развития психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-5 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
ПК-12 Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы развития психологического знания в контексте развития науки и культуры в целом
основные направления и школы психологии, историю их возникновения и развития
роль истории психологии в решении фундаментальных вопросов общей психологии
Иметь представление об основных движущих силах развития науки
Иметь представление о специфике методов историко-психологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.Связывать основные направления и школы психологии, с историей их возникновения и развития
Формулировать роль истории психологии в решении фундаментальных во-просов общей психологии, других гуманитарных наук
Понимать основные движущие силы развития науки
Использовать методы историко-психологических исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа историко-психологических исследований и применения их в гуманитарных дисциплинах
навыками анализа механизмов исторических процессов в психологии, навыками формирования компонентов гражданской позиции
навыками анализа историко-психологических исследований и применения их в гуманитарных дисциплинах навыками научного и обоснованного анализа, оценки проблем молодежи, представленных в контексте истории психологии.
анализа, оценки проблем молодежи, представленных в контексте истории психологии в информационной работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
Раздел 2. основы истории психологии
2.1. История психологии как наука Лекции 3 2 ОК-2, ОК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Развитие психологических знаний в рам-ках учения о душе и философское учение о сознании Лекции 3 2 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.3. Выделение психологии в самостоятель-ную науку. Классическая психология со-знания Лекции 3 4 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.4. Психология периода открытого кризиса Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX века Лекции 3 4 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.6. Предмет цели и задачи истории психологии. Принципы историко-психологических исследо-ваний: историзм, презентизм, антикваризм. Основные теории развития науки: кумулятивизм, революционный подход, эволюционный подход. Проблема движущих сил развития науки: экстернализм и интернализм. Периодизация истории психологии в связи с гражданской исто-рией и в соотношении с историей науки. Роль личности в истории Функции истории психоло-гии в современной психологической науке. Методы истории психологии. Категориальный анализ (М.Г. Ярошевский). Практические 3 4 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.7. Представления о душе в мифологии. Функции души. Анимизм. Возникновение философских учений о душе. Психологические учения в ранней грече-ской философии. Натурфилософские учения о душе (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит). Орфико-пифагорейское учение о метемпсихозе. Теория души как гармонии. Пси-хологические идеи в древнегреческой медицине. Практические 3 4 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.8. Предмет цели и задачи истории психологии. Принципы историко-психологических исследо-ваний: историзм, презентизм, антикваризм. Основные теории развития науки: кумулятивизм, революционный подход, эволюционный подход. Проблема движущих сил развития науки: экстернализм и интернализм. Периодизация истории психологии в связи с гражданской исто-рией и в соотношении с историей науки. Роль личности в истории Функции истории психоло-гии в современной психологической науке. Методы истории психологии. Категориальный анализ (М.Г. Ярошевский). Сам. работа 3 36 ОК-2, ОК-5, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.9. Психологические проблемы в учениях софистов и Сократа. Учение Платона о душе. Теория души как формы тела в философии Аристотеля. Психологические учения в эпоху эллинизма: стоицизм, эпикуреизм. Неоплатонизм как последнее психологическое учение античности. Развитие исследований по анатомии и физиологии нервной системы в античности. Га-лен. Практические 3 4 ОК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Особенности средневековой психологии. Взаимодействие психологии и религиозных учений. Психологические учения периода патристики: Августин Аврелий. Психологические учения периода схоластики: Фома Аквинский. Вклад арабоязычных мыслителей в развитие психологического знания: Авиценна. Практические 3 8 ОК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы к зачету
1. Предмет, метод, задачи истории психологии. Принцип историзма.
2. Основные подходы к анализу исторического развития науки.
3. Периодизация истории психологии.
4. Представления о душе в мифологии. Основные функции понятия души.
5. Основные подходы к пониманию души в античной философии.
6. Учение о душе и психических процессах в античном атомизме.
7. Психологические воззрения Сократа.
8. Психологические аспекты учения о душе в философии Платона.
9. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях.
10. Учение Аристотеля о видах действий и о характере.
11. Вклад античных врачей в учение о душе. Развитие знаний о физиологических основах психических процессов.
12. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в поздней античности.
13. Состояние психологического знания в Средние века.
14. Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Открытия в об-ласти анатомии и медицины и их значение для развития психологии.
15. Философия Р. Декарта и становление психологии сознания.
16. Учение Р. Декарта о теле. Понятие рефлекса. Психофизиология страстей души.
17. Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б. Спинозы о человеке. Пси-хология аффектов.
18. Учение Дж. Локка о сознании. Происхождение и виды идей.
19. Основные подходы к решению психофизической проблемы в философии XVII в.
20. Становление эмпирической психологии во Франции XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламет-ри, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо).
21. Становление ассоциативной психологии в XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли).
22. Развитие ассоциативной психологии в XIX в. (Т. Браун, Дж. Милль, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер).
23. Развитие психологии в Германии XVIII в. (Х. Вольф, И. Кант). И. Ф. Гербарт как осно-ватель немецкой эмпирической психологии.
24. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку.
25. Психологическая система В. Вундта. Историческая роль В. Вундта в развитии психоло-гии.
26. Психология акта Ф. Брентано.
27. Структурная психология Э. Титченера.
28. Вюрцбургская школа психологии.
29. Психологическая концепция У. Джемса.
30. Функционализм.
31. Метод интроспекции и его критика.
32. Программа построения психологии И. М. Сеченова. Рефлекторная теория психики.
33. Открытый кризис психологии, его причины и последствия.
34. Бихевиоризм Дж. Уотсона.
35. Направления необихевиоризма.
36. Становление и этапы развития психоанализа З. Фрейда.
37. Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера.
38. Направления неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм).
39. Психологическая концепция французской социологической школы. Проблема социаль-ной детерминации психики.
40. Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
41. Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.
42. Основные направления российской психологии начала XX в.
43. Психологические взгляды Г. И. Челпанова, его роль в развитии психологии в России.
44. Эволюция психологических взглядов В. М. Бехтерева. Рефлексология.
45. Реактология К. Н. Корнилова.
46. Этапы развития научных взглядов Л. С. Выготского. Культурно-историческая психоло-гия.
47. Психологическая концепция С. Л. Рубинштейна.
48. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева.
49. Психологическая концепция П. Я. Гальперина.
50. Психология установки Д. Н. Узнадзе.
51. Санкт-Петербургская научная школа: А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев.
52. Важнейшие направления мировой психологии второй половины XX в. (когнитивная психология, гуманистическая психология).


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Становление и этапы развития психоанализа З. Фрейда.
Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера.
Направления неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм).
Психологическая концепция французской социологической школы. Проблема социаль-ной детерминации психики.
Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер).
Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия.
42. Основные направления российской психологии начала XX в.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении: практическими заданиями, вопросами семинаров, темами рефератов, вопросами к зачету.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин Г.Л. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Багадирова С. К., Леонтьева А. В. История психологии: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.