Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 36 | 36 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | Основной целью освоения дисциплины история психология является приобретение базовых знаний об истории развития психологической науки. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ОПК-4 | готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ПК-12 | Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знать основные этапы развития психологического знания в контексте развития науки и культуры в целом Знать основные направления и школы психологии, с историю их возникновения и развития Знать о роли клинической психологии в решении фундаментальных вопросов общей психологии Иметь представление об основных движущих силах развития науки Иметь представление о специфике методов историко-психологических исследований базовые и инновационные методы информационного обеспечения историко-психологических исследований и их информационного обеспечения основные этапы и закономерности исторического развития общества Умеет: использовать знание основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции базовые основы кооперации и принципы деятельности в коллективах, представленных в теориях истории психологии. Специфику кооперации в обществе и ее историческое развитие. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Связывать основные направления и школы психологии, с историей их воз-никновения и развития Формулировать роль истории психологии в решении фундаментальных во-просов общей психологии, других гуманитарных наук Понимать основные движущие силы развития науки Использовать методы историко-психологических исследований реализовать на практике методы информационного обеспечения в понимании основных движущих сил развития науки, используя в своей профессиональной деятельности. Использовать методы информационного обеспечения в историко-психологических исследованиях в контексте информационного обеспечения, в том числе работы с молодежью использовать знание основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки анализа историко-психологических исследований и применения их в гуманитарных дисциплинах методами информационного обеспечения в процессе анализа механизмов исторических процессов в психологии, а также в процессе анализа исторического контекста в работе с молодежью навыками критического анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества, используя для формирования гражданской позиции навыками анализа, оценки проблем кооперации, представленных в контексте истории психологии, навыками эффективной кооперации в профессии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. | ||||||
Раздел 2. основы истории психологии | ||||||
2.1. | История психологии как наука | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Развитие психологических знаний в рам-ках учения о душе и философское учение о сознании | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Выделение психологии в самостоятель-ную науку. Классическая психология со-знания | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Психология периода открытого кризиса | Лекции | 3 | 4 | ОК-2 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Развитие психологии в странах Западной Европы и США во второй половине XX века | Лекции | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Предмет цели и задачи истории психологии. Принципы историко-психологических исследо-ваний: историзм, презентизм, антикваризм. Основные теории развития науки: кумулятивизм, революционный подход, эволюционный подход. Проблема движущих сил развития науки: экстернализм и интернализм. Периодизация истории психологии в связи с гражданской исто-рией и в соотношении с историей науки. Роль личности в истории Функции истории психоло-гии в современной психологической науке. Методы истории психологии. Категориальный анализ (М.Г. Ярошевский). | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Представления о душе в мифологии. Функции души. Анимизм. Возникновение философских учений о душе. Психологические учения в ранней грече-ской философии. Натурфилософские учения о душе (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит). Орфико-пифагорейское учение о метемпсихозе. Теория души как гармонии. Пси-хологические идеи в древнегреческой медицине. | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Предмет цели и задачи истории психологии. Принципы историко-психологических исследо-ваний: историзм, презентизм, антикваризм. Основные теории развития науки: кумулятивизм, революционный подход, эволюционный подход. Проблема движущих сил развития науки: экстернализм и интернализм. Периодизация истории психологии в связи с гражданской исто-рией и в соотношении с историей науки. Роль личности в истории Функции истории психоло-гии в современной психологической науке. Методы истории психологии. Категориальный анализ (М.Г. Ярошевский). | Сам. работа | 3 | 36 | ОК-2, ОПК-4, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Психологические проблемы в учениях софистов и Сократа. Учение Платона о душе. Теория души как формы тела в философии Аристотеля. Психологические учения в эпоху эллинизма: стоицизм, эпикуреизм. Неоплатонизм как последнее психологическое учение античности. Развитие исследований по анатомии и физиологии нервной системы в античности. Га-лен. | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ОПК-4, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Особенности средневековой психологии. Взаимодействие психологии и религиозных учений. Психологические учения периода патристики: Августин Аврелий. Психологические учения периода схоластики: Фома Аквинский. Вклад арабоязычных мыслителей в развитие психологического знания: Авиценна. | Практические | 3 | 4 | ОК-2, ПК-12 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Предмет, метод, задачи истории психологии. Принцип историзма. 2. Основные подходы к анализу исторического развития науки. 3. Периодизация истории психологии. 4. Представления о душе в мифологии. Основные функции понятия души. 5. Основные подходы к пониманию души в античной философии. 6. Учение о душе и психических процессах в античном атомизме. 7. Психологические воззрения Сократа. 8. Психологические аспекты учения о душе в философии Платона. 9. Учение Аристотеля о душе, ее видах и способностях. 10. Учение Аристотеля о видах действий и о характере. 11. Вклад античных врачей в учение о душе. Развитие знаний о физиологических основах психических процессов. 12. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в поздней античности. 13. Состояние психологического знания в Средние века. 14. Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Открытия в об-ласти анатомии и медицины и их значение для развития психологии. 15. Философия Р. Декарта и становление психологии сознания. 16. Учение Р. Декарта о теле. Понятие рефлекса. Психофизиология страстей души. 17. Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б. Спинозы о человеке. Пси-хология аффектов. 18. Учение Дж. Локка о сознании. Происхождение и виды идей. 19. Основные подходы к решению психофизической проблемы в философии XVII в. 20. Становление эмпирической психологии во Франции XVIII в. (Э. Кондильяк, Ж. Ламет-ри, К. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо). 21. Становление ассоциативной психологии в XVIII в. (Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Гартли). 22. Развитие ассоциативной психологии в XIX в. (Т. Браун, Дж. Милль, Дж. Ст. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер). 23. Развитие психологии в Германии XVIII в. (Х. Вольф, И. Кант). И. Ф. Гербарт как осно-ватель немецкой эмпирической психологии. 24. Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку. 25. Психологическая система В. Вундта. Историческая роль В. Вундта в развитии психоло-гии. 26. Психология акта Ф. Брентано. 27. Структурная психология Э. Титченера. 28. Вюрцбургская школа психологии. 29. Психологическая концепция У. Джемса. 30. Функционализм. 31. Метод интроспекции и его критика. 32. Программа построения психологии И. М. Сеченова. Рефлекторная теория психики. 33. Открытый кризис психологии, его причины и последствия. 34. Бихевиоризм Дж. Уотсона. 35. Направления необихевиоризма. 36. Становление и этапы развития психоанализа З. Фрейда. 37. Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. 38. Направления неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм). 39. Психологическая концепция французской социологической школы. Проблема социаль-ной детерминации психики. 40. Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер). 41. Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия. 42. Основные направления российской психологии начала XX в. 43. Психологические взгляды Г. И. Челпанова, его роль в развитии психологии в России. 44. Эволюция психологических взглядов В. М. Бехтерева. Рефлексология. 45. Реактология К. Н. Корнилова. 46. Этапы развития научных взглядов Л. С. Выготского. Культурно-историческая психоло-гия. 47. Психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. 48. Психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева. 49. Психологическая концепция П. Я. Гальперина. 50. Психология установки Д. Н. Узнадзе. 51. Санкт-Петербургская научная школа: А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев. 52. Важнейшие направления мировой психологии второй половины XX в. (когнитивная психология, гуманистическая психология). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы семинаров Становление и этапы развития психоанализа З. Фрейда. Аналитическая психология К. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Направления неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм). Психологическая концепция французской социологической школы. Проблема социаль-ной детерминации психики. Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия. 42. Основные направления российской психологии начала XX в. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ильин Г.Л. | ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Багадирова С. К., Леонтьева А. В. | История психологии: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ www.e-library.ru - Научная электронная библиотека http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион» Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/ Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/ Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |