Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Коммуникации в организации» являются: изучение теоретических и методологических оснований как базы для современных коммуникативных технологий в практике социальной работы с молодежью. Определение содержания и сущности коммуникаций в организации; изучение основных особенностей вербальных и невербальных коммуникаций и их специфики в различных организациях; обучение основам коммуникативного тренинга в организации и планирования деятельности по оптимизации общения в различных учреждениях; освоение практических технологий и методики социально-психологического сопровождения личности в организации в контексте эффективных коммуникаций. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ОК-5 | способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
ПК-6 | Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах |
ПК-7 | Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические и методологические основания современных коммуникативных технологий в практике социальной работы с молодежью. Содержание и сущность коммуникаций в организации все специальные области социологического изучения коммуникаций в организации, специфику самообразования в профессии; эффективные коммуникативные технологии в планировании и организации молодежных коллективов. Необходимую специфику выработки организационных решений в молодежной среде по сбору и классификации необходимой информации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | эффективно использовать вербальные и невербальные способы коммуникаций, учитывая их специфику в различных организациях; Обучать разные группы молодежи основам коммуникативного тренинга в организации; Проводить разнообразные тренинги коммуникаций в организации; Планировать деятельность по оптимизации общения в различных учреждениях Основные коммуникативные технологии на русском и иностранном языках для постоянного профессионального само продвижения; проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации, формирования профессиональных коллективов и команд использовать теоретические знания для эффективного сбора и классификации разных видов информации; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыки быстрого и гибкого освоения практических технологий и методики социально-психологического сопровождения личности в организации в контексте эффективных коммуникаций; анализом механизмов регулирования межличностных и межкультурных коммуникаций в контексте своего профессионального роста. Организации молодежных мероприятий, владеет эффективными технологиями тим - билдинга. Набором необходимых навыков для высокоэффективной работы с разнообразной научной информацией. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. й в органиазции | ||||||
1.1. | Искусство воздействия на личность и коллектив | Лекции | 8 | 4 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.2. | Введение в курс «Коммуникации в организации | Лекции | 8 | 4 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.3. | Многозначность и полифункциональность коммуникаций в организации. | Лекции | 8 | 4 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.4. | Микроструктурный анализ коммуникаций в организации | Лекции | 8 | 4 | ОК-5, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.5. | Специфика делового разговора | Практические | 8 | 10 | ОК-5, ПК-6 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.6. | Коммуникативный тренинг | Практические | 8 | 16 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.7. | Соотношение вербальных и невербальных коммуникаций | Сам. работа | 8 | 20 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Конфликт в организации | Сам. работа | 8 | 20 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Технологии и техники эффективного делового общения | Сам. работа | 8 | 20 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
1.10. | Этика деловых отношений | Сам. работа | 8 | 6 | ОК-5, ПК-6, ПК-7 | Л1.1, Л1.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к зачету 1. Коммуникации в организации как междисциплинарная область научного знания. 2. Общенаучная характеристика коммуникативной деятельности. 3. Краткая история становления психологии коммуникаций. 4. Предмет, задачи, структура предмета коммуникации в организации. 5. Методы исследования в психологии коммуникаций. 6. Коммуникации как многоаспектный феномен. 7. Основные видоизменения коммуникаций в современном мире. 8. Сущность коммуникаций в организации. 9. Функции коммуникативного процесса. 10. Классификация коммуникативных процессов. 11. Возрастание значимости коммуникаций в жизни современного общества. 12. Сущность коммуникативной компетентности. 13. Полифункциональность коммуникативной деятельности. 14. Роль мимических и пантомимических аспектов коммуникаций. 15. Паравербальные характеристики общения. 16. Темпоритмические особенности общения. 17. Пространственный рисунок общения. 18. Сущность «impression manadgement» 19. Роль «этикедных кодов» в общении. 20. Суть коммуникативного зеркала. 21. Аутокоммуникативное поведение. 22. Взаимодействие вербального и невербального общения. 23. Коммуникативное пространство. 24. Физиогномические стереотипы как барьеры общения. 25. Паралингвистические характеристики общения. 26. Особенности вербальных коммуникаций в организации. 27. Алгоритм публичного выступления. 28. Правила публичных выступлений. 29. Инструменты управления вниманием. 30. Законы ораторского искусства. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
темы рефератов 1. На стыке каких наук развивается курс коммуникации в организации? 2. Дайте определение понятий «коммуникации», «коллектив». 3. Что такое «коммуникативный процесс». 4. Раскройте сущность понятий: «коммуникативное зеркало», «аутокоммуникации», «паравербальные характеристики общения». 5. Назовите исторические этапы развития социальной психологии. 6. Выделите основные направления исследований коммуникаций в социальной психологии. 7. Назовите основные микроструктурные элементы коммуникаций. 8. Определите принципы отношений субъектов коммуникаций в организации. 9. Укажите основные барьеры коммуникативного взаимодействия. 10. Раскройте специфику профессиональных (производственных) коммуникаций. 11. Осуществите анализ основных коммуникативных технологий воздействия на личность. 12. Составьте список психологических - методик и тестов; - игр и упражнений; - тренинговых занятий, используемых в психологии общения. 13. Что отличает эффективные коммуникации от неэффективных? 14. Какие пантомимические особенности коммуникаций обеспечивают предрасположенность человека к человеку во время коммуникаций? 15. Каковы составляющие микроструктурного анализа коммуникаций? 16. Какие основные факторы влияют на конфликтную ситуацию? 17. Что определяет эффективное решение конфликта в организации (критерии)? 18. Какие требования предъявляются к управленческому труду в организации? 19. Что выступает в качестве индивидуально-психологических детерминант успешного руководителя? 20. Какие функции реализует конфликт в организации? |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. | ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Таратухина Ю.В. - Отв. ред., Безус С.Н. - Отв. ред. | ТЕОРИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шарков Ф.И. | Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебники | Издательство "Дашков и К", 2017 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ www.e-library.ru - Научная электронная библиотека http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн» http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион» Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/ Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/ Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |