МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коррекционная работа в системе образования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Коррекционная работа в системе образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических и методологических оснований как базы для коррекционных технологий в практике оказания помощи личности в контексте образовательной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.12

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Содержание и сущность коррекции различных возрастных групп в образовательном процессе
основные определения и понятия, связанные с коррекцией в образовании
теории и классификации проблем в образовании
способы поиска необходимой информации для решения актуальных профессиональных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении;
обучить основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждениях.
составлять коррекционные программы, в том числе для работы в коллективе
реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении; обучить основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждении; проводить основные коррекционные мероприятия в образовании, нести за них ответственность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования практических технологий, техник и методик психокоррекции в образовании; навыками работы в коллективе по осуществлению коррекционной работы в образовании
навыками использования практических технологий, техник и методик психокоррекции в образовании; навыками проведения эффективных тренингов и коррекционных мероприятий в образовании, навыками поиска новых решений в необходимых ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психокоррекции в образовании
1.1. . Введение в коррекционную работу в системе образования Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в психодинамическом направлении. Возможности использования в системе образования Лекции 8 4 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в аналитическом направлении Лекции 8 2 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в клиент-центрированном направлении Практические 8 6 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Использование индивидуальной и групповой формы психокоррекции в системе образования Практические 8 6 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Особенности составления психокоррекционных программ Практические 8 10 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Технологии работы психолога с различными возрастными группами. Практические 8 4 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Использование логотерапии В. Франкла в психокоррекции подростков и старших школьников Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Использование экзистенциального направления в психокоррекции подростков и старших школьников Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.10. Технологии работы психолога с различными возрастными группами. Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.11. Составление проекта психокоррекционной программы. Сам. работа 8 12 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.12. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция Сам. работа 8 6 ОПК-4, ПК-5 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Различия и сходство психотерапии и психокоррекции в контексте работы в системе образования.
2. Определите специфические черты психокоррекции в системе образования
3. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования.
4. Какие элементы включает в себя психокоррекционная ситуация.
5. Выделите основные принципы психокоррекции учащихся.
6. Назовите цели, задачи психокоррекции для разных возрастных групп учащихся.
7. Требования к психологу-педагогу, осуществляющему психокоррекцию в системе образования.
8. Принципы составления психокоррекционных программ в условиях системы образования.
9. Виды психокоррекционных программ.
10. Основные блоки психокоррекционного комплекса.
11. Основные требования к составлению психокоррекционных программ.
12. Оценка эффективности психокоррекции в образовании.
13. Назовите основные направления в зарубежной психокоррекционной теории.
14. Определите кратко специфику каждого подхода.
15. Назовите основные техники в рамках каждого подхода.
16. Выделите показания к групповой и индивидуальной коррекции в образовательном учреждении.
17. Определите психологические особенности индивидуальной психокоррекции учащихся.
18. Каковы основные стадии индивидуальной психологической психокоррекции.
19. Виды позиций психолога в процессе установления контакта с клиентами-субъектами образовательного процесса.
20. Поведенческое направление в психокоррекции.
21. Когнитивное направление.
22. Транзактный анализ, его возможности в коррекции поведения учащихся.
23. Гештальт-терапия, специфика использования для работы со старшими школьниками.
24. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение.
25. В чем заключается коррекционная работа с семьей в родительских группах?
26. В каких случаях используется метод семейной скульптуры.
27. Что представляет собой метод семейной генограммы.
28. Какова стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными подростками.
29. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении учащихся.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Влияние личностных особенностей педагога-психолога на эффективность психокоррекции учащегося.
2. Интропсихологические детерминанты выбора профессии клинического психолога.
3. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в психокоррекционном взаимодействии.
4. Критерии эффективности психокоррекции в случае неадекватной самооценки учащегося.
5. Критерии оценки эффективности психокоррекционной деятельности.
6. Мотивационные факторы выбора специальных техник поведенческой психокоррекции при агрессивном поведении учащихся.
7. Проблемы семейной психокоррекции в отечественной психологии.
8. Психокоррекционные факторы активизации самоосознования клиентов в гештальт-подходе.
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. И. Колесникова СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ 2-е изд.: Учебное пособие для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/10773B64-5956-4311-9F10-8027BF6E072D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мазниченко М. А. КОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд. : Учебник и практикум для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/B37EC96D-AB85-4E3A-815A-938BD6B448E3
Л2.2 Григорьев Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277327
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.