МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и актуальные проблемы социального познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СРег-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 52
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 52 52 52 52
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Глуховерова Д.А.

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Методология и актуальные проблемы социального познания

разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке УМК по учебной дисциплине в основу положен: ФГОС ВО по направлению подготовки 39.04.01 «Социология», утвержденный Министерством образования и науки РФ «30» марта 2015 г. № 326

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методологических оснований и актуальных теоретико-методологических проблем современного социального знания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Особенности современного социального познания; методологические и методические возможности вычленения и анализа актуальных проблем современного общества; наиболее острые проблемы социального бытия и познания;методологические основы и методы выявления и исследования актуальных проблем социального бытия и познания
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять актуальные проблемы социального бытия и познания; оптимально сочетать и использовать для решения социальных проблем методы различных социогуманитарных дисциплин; моделировать различные способы решения актуальных проблем современности; разрабатывать комплексную теоретико-методологическую и эмпирическую программу исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками формирования собственной теоретико-методологической культуры исследования и реализации ее при анализе актуальных проблем современного общества; навыками самостоятельного построения программы комплексного теоретико-методологического и эмпирического исследования актуальных проблем современности; навыками сравнительного анализа различных моделей социальных практик; навыками теоретико-методологического и методического анализа данных социологических исследований с точки зрения представленности в них потребностей и интересов социальных общностей и групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс "Методология и актуальные проблемы социального познания"
1.1. Предметно-методологическая специфика социального знания. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Предметно-методологическая специфика социального знания. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Предметно-методологическая специфика социального знания. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Практические 1 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Полипарадигмальность и монизм современного социального знания. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.7. Основные тенденции развития современного социального знания. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.8. Основные тенденции развития современного социального знания. Практические 1 2 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.9. Основные тенденции развития современного социального знания. Сам. работа 1 8 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.10. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. Практические 1 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.11. Глобальное, национальное и региональное в современных социальных науках. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.12. Проблема отношения к современности в концепциях социального знания XX-XXI вв. Сам. работа 1 8 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.13. Проявления кризиса и перспективы развития современной социологии. Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.14. Этические проблемы современного социального познания. Сам. работа 1 6 ПК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов и заданий для зачета:
Теоретические вопросы
1. Понятие метода и методологии. Классификация методов в современной науке.
2. Особенности субъект-объектных отношений в социальном познании.
3. Предметно-методологические особенности социального познания.
4. Эмпирические и теоретические методы научного познания, их специфика в науках о человеке и обществе.
5. Отрасли современной науки, связь между ними.
6. Уровни и формы организации научного знания. Этапы научного поиска.
7. Роль описания, объяснения и предсказания в социальном познании.
8. Основные аспекты интерпретации и понимания в методологии социологической науки.
9. Проблема понимания, значения и смысла как центральная методологическая проблема гуманитарного познания. Трактовки социального смысла в социологии.
10. Соотношение социологического реализма и номинализма как проблема методологии.
11.Теория и концепция как формы организации научного знания.
12.Типы научности: их социокультурная детерминация, связь с научными картинами мира.
13. Формирование принципов классического естествознания в Новое время.
14. Трактовка закона в классической науке. Жесткий детерминизм.
15.Классический тип научности в социологии: общая характеристика, связь с позитивизмом.
16. «Варианты» реализации классического типа научности в социологии: физикализм, биологизаторство, социологизм.
17. Принципы позитивной науки по О. Конту.
18.Законы социальной эволюции в концепции Г. Спенсера.
19. Социологизм Э. Дюркгейма, его роль в развитии классической социологии.
20. Соотношение классических и неклассических элементов в социологии марксизма.
21.Социокультурные и естественнонаучные предпосылки возникновения неклассической социологии на рубеже ХIХ-ХХ веков.
22. Особенности неклассического типа научности. Релятивизм.
23. Понимающая социология М. Вебера как концепция неклассической науки.
24. Метод «отнесения к ценности» и принцип отказа от оценочных суждений как методологическая проблема неклассической социологии.
25. Неклассический характер «социологии жизни» Г. Зиммеля. Антиредукционизм.
26. «Человекоцентризм» как принцип неклассической социологии.
27. Виталистская социология, ее теоретико-методологические возможности.
28. Возникновение постнеклассического типа научности в 50-е - 60-е годы XX века.
29 Специфика постнеклассической трактовки бытия и форм его освоения человеком.
Практические задания
30.Определите cвязь и взаимные переходы неклассической и постнеклассической методологии в социологической науке.
31. Опишите полипарадигмальность и монизм современного социального знания: состояние и перспективы развития.
32. Определите возможности метапарадигмального диалога и синтеза в современной социологии.
33. Опишите тенденции развития социального познания в XX - начале XXI веков.
34. Обоснуйте влияние общеметодологических установок на организацию и проведение конкретных социологических исследований.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерный перечень тем для письменной работы:
1. Что такое методология науки и какова ее роль в развитии научного знания?
2. Какие критерии научности существуют в современной методологии и насколько им соответствует система знаний о человеке и обществе?
3. Как соотносятся понятия «метод» и «методология»?
4. По каким основаниям проводится классификация методов научного познания?
5. Назовите общенаучные концепции, обладающие наиболее мощным методологическим потенциалом для изучения человека и общества.
6. Как соотносятся категории социального и гуманитарного познания?
7. Как строятся отношения между субъектом и объектом социального познания?
8. В чем специфика научного закона в социальном познании?
9. Может ли социальное познание быть свободно от оценочных суждений и идеологической ангажированности?
10. В чем состоит особая сложность изучения объектов социальных наук?
11. Какие типы научности выделяются в современной методологии?
12. Когда и почему сформировался образ классической науки, что для него характерно?
13. Что такое научная редукция, насколько она необходима?
14. Какова классическая модель научного закона?
15. Какие известные социологические концепции можно отнести к классическим и почему?
16. Как связана методология позитивизма с обоснованием классической социологии?
17. Какие черты классического типа научности присущи, а какие преодолеваются в социологии марксизма?
18. Почему современная социология вновь и вновь обращается к классическим концепциям?
19. В чем актуальность неомарксистских концепций?
20. Как связаны современные версии функционализма с трансформациями социокультурного бытия?
21. Какие революционные открытия произошли в физике на рубеже XIX-XX веков?
22. В чем проявилась методологическая недостаточность классического типа научности в конце XIX- начале XX веков?
23. Какие социокультурные предпосылки перехода к неклассическому типу научности возникли в Новейшее время?
24. Что такое мировоззренческий и методологический релятивизм?
25. В чем специфика трактовки объекта и субъекта познания в неклассической науке?
26. Кого можно считать наиболее крупными представителями неклассической социологии рубежа XIX-XX веков?
27. Какое влияние оказали Г. Риккерт и В. Виндельбанд на формирование неклассической социологии М. Вебера?
28. Каковы задачи социологической науки по М. Веберу?
29. В чем проявляется антиредукционизм социологии жизни Г. Зиммеля?
30. Какую роль играет принцип дополнительности в методологии неклассической науки (в том числе в социальном познании)?
31. В чем причина «тотальной неклассичности» (по А.И. Субетто) современной социологии?
32. Какова связь социологии жизненных сил (Алтайской социологической школы) с концепциями М. Вебера и Г. Зиммеля?
33. Когда и почему формируется постнеклассический тип научности?
34. В чем суть методологии постпозитивизма?
35. Чем отличается постнеклассический тип научности от неклассического?
36. Какие концепции современной социологии можно отнести к постнеклассическим?
37. Раскройте основные положения универсумной концепции В.Г. Немировского.
38. Как соотносятся в современной социологии неоклассический, неклассический и постнеклассический типы научности?
39. Существует ли в современном социальном познании опасность утратить статус научности?
40. Приведите аргументы сторонников монопарадигмальности, мультипарадигмальности и антипарадигмальности в социологии.
41. В чем заключается методологическая специфика реализма и номинализма в социологии?
42. Почему позиции крайнего реализма и крайнего номинализма в социологии считаются методологически несостоятельными?
43. Назовите основные механизмы и уровни интеграции в системе социогуманитарного знания.
44. Какие методы эмпирического исследования в большей степени соответствуют натуралистической и гуманитарной установкам в социологии?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота Н.М Общая социология. специальные социологические теории: учеб. пособие М.: Логос, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковалевский М.М. СОЦИОЛОГИЯ. СОЧИНЕНИЯ В 2 Т. ТОМ 2: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 В. А. Артюхина Социология общественного мнения [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 e.lanbook.com
Э2 e.lanbook.com
Э3 e.lanbook.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.