МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молодежная культура и субкультуры
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 21
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 40 40 40 40
Сам. работа 21 21 21 21
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Омельченко Д.А.

Рабочая программа дисциплины
Молодежная культура и субкультуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение знаний о феномене молодежной культуры, факторах формирования молодежной культуры и закономерностях ее динамики; ознакомление с текстовыми и другими артефактами молодежной культуры; повышение эрудированности в отношении современных молодежных субкультур.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-6: Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
ПК-9: Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этапы становления знания о молодежной культуре.
требования к сбору информации о молодежной культуре и субкультурах.
принципы работы с представителями молодежных субкультур различной направленности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в содержании современных теорий культурной динамики, исследовать и анализировать артефакты молодежной культуры.
анализировать результаты качественных и количественных исследований молодежной культуры и субкультур; создавать реферативные обзоры, рефераты и т.д. по указанной проблематике.
планировать и организовывать работу с членами субкультурных сообществ, способствовать конструктивному характеру их досуга.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с первоисточниками, неадаптированными текстами, отражающими специфику молодежной культуры в определенный исторический период; навыками эффективной коммуникации с представителями молодежных субкультур.
навыками анализа современных тенденций трансформации и взаимопроникновения молодежных субкультур.
навыками и технологиями взаимодействия с молодежными субкультурными сообществами, методами выявления потенциала конкретной субкультуры для нравственного и личностного развития молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Молодежная культура как предмет научного исследования
1.1. Введение в основные понятия: проблемы и определения Лекции 6 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в основные понятия: проблемы и определения Практические 6 2 ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Различные теоретические предпосылки исследования молодежной культуры Лекции 6 4 ОК-6, ПК-9 Л1.1, Л2.1
1.4. Различные теоретические предпосылки исследования молодежной культуры Практические 6 2 ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Функции молодежной культуры. Типологии субкультур. Динамическая модель молодежной субкультуры Практические 6 2 ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Молодежная культура как предмет научного исследования Сам. работа 6 7 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-9 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Подходы к пониманию явления молодежной субкультуры
2.7. Теории субкультуры. Культура и контркультура Лекции 6 4 ОК-2, ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.8. Теории субкультуры. Культура и контркультура Практические 6 2 ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.9. Факторы возникновения молодежных субкультур Лекции 6 4 ОК-6, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.10. Факторы возникновения молодежных субкультур Практические 6 2 ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.11. Составляющие субкультурного стиля. Субкультурные коды и практики. Воспроизводство субкультурных инноваций. Субкультура и образ жизни Лекции 6 4 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.12. Составляющие субкультурного стиля. Субкультурные коды и практики. Воспроизводство субкультурных инноваций. Субкультура и образ жизни Практические 6 4 ОК-6, ПК-5, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.13. Молодежная культура и «взрослые». Методы исследования молодежных субкультур Лекции 6 2 ОК-6 Л1.1, Л2.1
2.14. Молодежная культура и «взрослые». Методы исследования молодежных субкультур Практические 6 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-9 Л1.1, Л2.1
2.15. Подходы к пониманию явления молодежной субкультуры Сам. работа 6 7 ОК-6, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Молодежные субкультуры прошлого и настоящего
3.16. Субкультура битников. Хипстеры. Стиляги. Идеология хиппи-движения. Панк и его социальное измерение. Принцип DIY. Практические 6 8 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.17. Рок-культура. Ролевики. Индеанисты. Субкультура эмо. Готы. Футбольные фанаты. Субкультура скинхедов. Практические 6 8 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.18. Поколение Text. Геймеры. Чатники. Хакеры. Поклонники анимэ. Фурри. Практические 6 8 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-9 Л1.1, Л2.1
3.19. Молодежные субкультуры прошлого и настоящего Сам. работа 6 7 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6, ПК-9 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под редакцией Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью: учебное пособие М.: Дашков и Ко // ЭБС. "Университетская библиотека онлайн.//http://www.biblioclub.ru, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Воронина Молодежная культура в транзитивном обществе: монография Изд-во АлтГУ, 2015 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3353
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Портал "Субкультура" https://sub-cult.ru/chtivo/sub-cult
Э2 Молодежные субкультуры, список, а также Картинки, Фотографии http://alt-sector.net/subkultury.html
Э3 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э5 «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/
Э6 Молодежные субкультуры в современной России http://psyfactor.org/lib/subkult.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.