МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Молодежные движения в России и за рубежом
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 116
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28 56 56
Практические 30 30 30 30 60 60
Сам. работа 50 50 23 23 73 73
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.;к.с.н., доцент, Омельченко Д.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Молодежные движения в России и за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Рассмотрение важнейших теоретико-методологических и социально-прикладных вопросов исторического развития и современного состояния молодежного движения в Российской Федерации, актуализация интереса и получение основных навыков для участия в общественной жизни общества, становление активной социальной позиции, гражданского самосознания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-6: Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Этапы развития общественно-политической мысли и прогрессивных идей относительно детства и юношества, осознавать важность сохранения истории молодежных движений для современности. Основные этапы развития молодежного движения в России и мире, перечислить названия важнейших молодежных объединений, в том числе студенческих, общественно-политических, объединений юношества, неформальных объединений. Ведущие общественные и политические движения молодежи современности, назвать их лидеров, даты основания, политическую ориентацию, основные направления деятельности. Понимать особенности функционирования и развития общественных и политических молодежных движений на современном этапе. Исторические предпосылки и основные этапы становления молодежного движения, назвать организационно-правовые формы молодежных объединений, их особенности, знать условия для получения молодежным объединением государственной поддержки, а также виды и формы государственной поддержки, оказываемой молодежным объединениям, перечислить ведущие общественные объединения молодежи и юношества, направления их активности. Знать нормативно-правовую основу, регулирующую деятельность молодежных и детских общественных объединений.Основные молодежные движения в России и за рубежом с учетом их этнической, культурной, социальной и конфессиональной специфики, осознавать специфику их появления на том или ином этапе общественного развития.Закономерности формирования общественных движений как неформальных коллективов, социальных организаций, социальных институтов. Знать ключевые социологические парадигмы, используемые для анализа молодежных движений, в том числе социальных, этнических, религиозных. Принципы управления и лидерства в молодежных движениях, молодежного самоуправления, международные и российские нормативные и правовые основы, закрепляющие принципы справедливости и толерантности в работе с молодежью из разных социальных, этнических, конфессиональных групп.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уважительно и объективно относиться ко всем периодами истории, историческим личностям, этническим, религиозным, культурным традициям, сопровождающим историю молодежного движения. Объективно описывать историю молодежных движений, воссоздавать хронологию событий, прослеживать аналогии между существовавшими ранее и актуальными молодежными движениями. Анализировать деятельность молодежных движений с использованием современных социологических методов, выявлять проблемы и предлагать решения этих проблем. Заполнить пакет документов и выполнить необходимые административные процедуры для создания детского и молодежного объединения, определять миссию и основные приоритеты создаваемого объединения, планировать направления деятельности и формировать ресурсы, уметь оценивать эффективность работы общественного объединения. Проявлять принципы толерантности при анализе молодежных движений различной направленности, в том числе религиозных, культурных, неформальных, национально специфических. Определять тип молодежного движения, направленность его деятельности, этнические, религиозные, культурные различия.Использовать принципы международного и российского права для обеспечения деятельности молодежных движений, прав на добровольное осуществление их деятельности, реализации прав культурных, этнических, конфессиональных групп молодежи. Работать в молодежном коллективе, толерантно относиться к социальным, этническим, культурным различиям.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками исторической реконструкции эпохи, атрибутов и социальных действий участников молодежных движений.
Навыками критической оценки исторических и архивных источников, связанных с вопросами развития молодежного движения, сравнения различных точек зрения на события, связанные с историей молодежных движений в России, оценки их роли в социально-историческом процессе. Навыками применения социологических методов для изучения общественных движений молодежи, навыками применения социальных технологий для решения проблем общественных и политических движений молодежи. Навыками установления сотрудничества и позитивного взаимодействия с другими общественными объединениями, владение навыками делового и неформального общения в молодежном коллективе, основанного на толерантности.
Навыками толерантного отношения к различным социальным, этническим, культурным, религиозным группам молодежи, отстаивающим свои интересы посредством молодежных движений. Способностью к взаимодействию с различными типами молодежных движений, в зависимости от их социальных, культурных, этнических и конфессиональных различий. Навыками создания и управления молодежными движениями с учетом понимания социальных, культурных, религиозных различий его членов, необходимости толерантного отношения к ним.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Молодежные движения в России: исторические аспекты развития
1.1. Введение в курс. Возникновение молодежного движения в России и его развитие до 1917 г. Лекции 3 4 ОК-2 Л1.1
1.2. Молодежное движение в предреволюционные десятилетия. Практическое занятие. Страница Практические 3 4 ОК-2 Л1.1
1.3. Документальные фильмы о декабрьском восстании 1825 года "Мираж пленительного счастья" и "Бунты России. После бунта. Декабристы". Письменное задание. Сам. работа 3 12 ОК-2 Л1.1
1.4. Государственное регулирование и демократия – два полюса в политике социализации молодежи заложенные революциями 1917 г. Лекции 3 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.5. Молодежное движение в революционные годы. Практические 3 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.6. Молодежное движение в 1920-30-е годы Лекции 3 4 ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.7. Молодежное движение в 1920-30-е годы Практические 3 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.8. Советская молодежь в годы Великой отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие Лекции 3 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.9. Советская молодежь в годы Великой отечественной войны и в первое послевоенное десятилетие Практические 3 4 ОК-2, ПК-5 Л1.1
1.10. Фильмы о неформальном движении "стиляги". Письменное задание. Сам. работа 3 12 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.11. Молодежное движение в 1954-1985 гг. Лекции 3 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.12. Молодежное движение в период "оттепели" и "застоя" Практические 3 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.13. Документальный фильм о прошедшем в 1957 г. в Москве Шестом всемирном фестивале молодежи и студентов."Любовь и голуби. Фестиваль-57". Письменное задание. Сам. работа 3 12 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.14. Молодежное движение в период 1986 г. – 1990-е гг. Лекции 3 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.15. Молодежное движение в России во второй половине 80-х–90-е гг. Практические 3 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
1.16. Фильм П.Бардина "Россия 88". Письменное задание Сам. работа 3 14 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
Раздел 2. Развитие молодежного движения России в XXI веке
2.17. Молодежное движение в России "нулевых" и "десятых" Лекции 3 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
2.18. Современные молодежные общественно-политические и общественные организации: основные направления деятельности, опыт, сетевые взаимодействия Практические 3 6 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
2.19. Молодежное самоуправление и молодежный парламентаризм Лекции 3 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
2.20. Молодежное самоуправление и молодежный парламентаризм Практические 3 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
2.21. Зачет 3 0 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
Раздел 3. Молодежное движение за рубежом: история развития до XXI века
3.22. Основные научные парадигмы изучения молодежных движений за рубежом: возможности и ограничения в современных условиях Лекции 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.23. Основные научные парадигмы изучения молодежных движений за рубежом: возможности и ограничения в современных условиях Сам. работа 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.24. Предпосылки возникновения первых молодежных объединений в Европе и Америке Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1
3.25. Предпосылки возникновения первых молодежных объединений в Европе и Америке Практические 4 2 ОК-2, ОК-6 Л1.1
3.26. Предпосылки возникновения первых молодежных объединений в Европе и Америке Сам. работа 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.27. Молодежное движение в Европе и Америке в конце XIX века - первой половине XX века Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.28. Молодежное движение в Европе и Америке в конце XIX века - первой половине XX века Практические 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.29. Молодежное движение в Европе и Америке в конце XIX века - первой половине XX века Сам. работа 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.30. Молодежное движение в 1930-1940-е гг. Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.31. Молодежное движение в 1930-1940-е гг. Практические 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.32. Молодежное движение в мире в период Второй мировой войны Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.33. Участие молодежи Европы в движении Сопротивления и в коллаборационистских объединениях. Практические 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.34. Участие молодежи Европы в движении Сопротивления и в коллаборационистских объединениях. Сам. работа 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.35. Молодежное движение за рубежом в послевоенное десятилетие Лекции 4 4 ОК-2, ОК-6 Л1.1
3.36. Молодежное движение за рубежом в послевоенное десятилетие Практические 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.37. Молодежное движение в Европе и США в 1960-1970-е гг. Лекции 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.38. 1968 год в истории молодежного движения Практические 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.39. 1968 год в истории молодежного движения Сам. работа 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.40. История молодежного движения в странах Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.41. История молодежного движения в странах Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки Практические 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.42. История молодежного движения в странах Азии, Африки, Центральной и Латинской Америки Сам. работа 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.43. Конец XX века в истории молодежных движений мира Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.44. Конец XX века в истории молодежных движений мира Практические 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
3.45. Конец XX века в истории молодежных движений мира Сам. работа 4 3 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
Раздел 4. Молодежное движение в XXI веке: смена парадигм, технологий, возможностей
4.46. Международное молодежное движение: современный этап Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.47. Международное молодежное движение: современный этап Практические 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.48. Международное молодежное движение: современный этап Сам. работа 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.49. Роль молодежных движений в реализации "цветных" революций современности Лекции 4 2 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.50. Молодежные протесты "нулевых" и "десятых": глобальный контекст Практические 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.51. Молодежные протесты "нулевых" и "десятых": глобальный контекст Сам. работа 4 4 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1
4.52. Экзамен 4 27 ОК-2, ОК-6, ПК-5, ПК-6 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Находится в приложении.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Находится в приложении.
5.3. Фонд оценочных средств
Находится в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Кудинов, Д. А. Омельченко, О. В. Попова История молодежного и детского движения в России: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/121
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Э7 http://www.althisto.ru/ - сайт об истории Алтайского края.
Э8 www.altruism.ru – сайт, посвященный неформальным движениям и альтернативной педагогике.
Э9 www.altaimolodoi.ru - официальный сайт управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Э10 www.fadm.gov.ru –официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи.
Э11 www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/atlas.html - Атлас молодежных политических движений России.
Э12 www.yhrm.org.ru. – Молодежное правозащитное движение.
Э13 Страница курса на Образовательном портале университета: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=629
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс поделен на разделы в соответствии с логикой проведения аудиторных лекционных и практических занятий. В каждом разделе есть лекции, позволяющие повторить и уточнить материал, практические и творческие задания, выполняемые на основе интерактивных материалов, анализа первоисточников по теме.

Для допуска к экзамену/зачету студенту необходимо набрать минимум 35 баллов. Выполнение письменных работ (эссе, кейс-задач, итогового тестирования по исторической части, тестирование по парадигмам) является обязательным. Студенты, не выполнившие письменные задания, к экзамену/зачету не допускаются. Минимум баллов для прохождения аттестации по дисциплине – 51 балл. Студенты, набравшие по итогам текущей успеваемости и сдачи экзамена 50 баллов и менее, направляются на пересдачу. Студентам, не имеющим необходимого количества баллов перед экзаменом, для получения допуска необходимо выполнить дополнительное письменное задание в виде письменного реферата (аналитического обзора), максимальная стоимость которого составляет 10 баллов.