МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мониторинг социального неравенства и исключенности в регионе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СРег-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Мониторинг социального неравенства и исключенности в регионе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостного представления о способах организации и проведения мониторинга социальных процессов, в частности, социального неравенства и исключенности,
способствовать повышению профессиональной компетентности посредством развития навыков разработки

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ПК-1 способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы эффективного использования абстрактного мышления, анализа и синтеза в изучении основных определений и понятия, связанные с социальным неравенством и исключенностью населения; теории и классификации социального неравенства. Знает области применения в своей профессиональной деятельности в необходимо исследовательском контексте.
Проявления нестандартных ситуаций, сущность и проявления социальной и этической ответственности за профессиональные решения. Сущность и основные тенденции философии социальных наук. Последние достижения социологической теории, методологии в контексте фундаментальных и прикладных исследовательских задач.
Теоретико-методологические основы организации мониторингового исследования. Сущность влияния методологии на исследовательский процесс. Исторические предпосылки формирования и современное взаимодействие количественной и качественной традиции эмпирической социологии. Базовые функции количественных и качественных методов социологического исследования в свете современных методологических представлений; базовые и специфические (нестандартные) региональные области социологического изучения разных видов неравенства и социального исключения;
социально-экономические и демографические последствия социального неравенства для разнообразных сообществ.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать анализ и синтез в социологических методах исследования для изучения актуальных социальных проблем неравенства
Использовать способы действия и проведения исследовательской деятельности в нестандартных ситуациях. Способы проявления этической и социальной ответственности за принятые профессиональные решения.
Выбирать и обосновывать использование методов в мониторинговом исследовании социального неравенства и исключенности, уметь организовать полевой этап исследования и собирать эмпирические данные в соответствии с исследовательскими целями и задачами, выбранной стратегией и методами.
Давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации в своей исследовательской деятельности.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проявления социальной и этической ответственности в процессе исследовательской деятельности. Эффективного использования методологии и методов социальных наук в контексте проведения фундаментальных и прикладных иследований в области социального неравенства и исключенности в регионе.
Обработки и интерпретации данных исследования с использованием современных информационных технологий, формулировки научно обоснованных выводов по социальным и исследовательским проблемам;
анализом механизмов регулирования процессов социального неравенства и исключенности.
Анализом механизмов и моделей социального неравенства, опираясь на знания по философии социальных наук, новейших тенденций и направлений современных фундаментальных социологических исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе
1.1. Понятие социального неравенства и исключенности. Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1
1.2. Понятие мониторинга. Цели и задачи мониторинга Лекции 1 2 ПК-1 Л1.1
1.3. Функции и виды мониторинга Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
1.4. Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности /Пр/ Практические 1 4 ПК-1 Л1.1
1.5. Общие принципы в определении источника информации, необходимой для мониторинга и оценки. Формирование выборки Практические 1 2 ПК-1 Л1.1
1.6. Методы сбора эмпирической информации в процессе Сам. работа 1 20 Л1.1
1.7. Контроль как средство надежности информации мониторинга и оценки социального неравенства и Контроль как средство надежности информации мониторинга и оценки социального неравенства и исключенности в регионе /Пр/ Контроль как средство надежности информации мониторинга и оценки социального неравенства и исключенности в регионе /Ср/ Сам. работа 1 31 ПК-1 Л1.1
1.8. Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне /Лек/ Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне /Ср/ Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне /Лек/ Основные подходы к организации мониторинга на региональном уровне /Ср/ Сам. работа 1 20 ПК-1 Л1.1
1.9. Функции и виды мониторинга /Ср/ Раздел 4. Система показателей мониторинга социального Сам. работа 1 21 ПК-1 Л1.1
1.10. Зачет 1 4 ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вопросы и задания к зачету
Теоретические вопросы
1. Понятие и сущность социального неравенства и исключенности.
2. Основные категории дисциплины.
3. Типологии социального неравенства.
4. История теоретических представлений о социальном неравенстве и исключенности в России и за рубежом.
5. Классические и современные теории социального неравенства и исключенности.
6. Методология анализа социального неравенства.
7. Основные подходы к изучению неравенства.
8. Понятие «мониторинг» с точки зрения естественных и социальных наук.
9. Понятия социального мониторинга и социологического мониторинга.
10. Основные принципиальные отличия мониторинга и оценки.
11. Цели и задачи мониторинга социального неравенства и исключенности.
12. Предмет мониторинга.
13. Теоретические и практические модели мониторинга.
14. Этапы мониторинга.
15. Основные функции мониторинга
16. Виды мониторинга.
17. Объекты мониторинга.
18. Сроки проведения мониторинга.
19. Определение и обоснование использования показателя.
20. Источники информации по показателям.
21. Инструменты измерения показателей.
22. Принципы построения методического инструментария мониторинга.
23. Система показателей мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе
24. Принцип выделения целевых групп (акторов) мониторинга
25. Характеристики основных акторов мониторинга
26. Методика проведения мониторинга в зависимости от принципа формирования выборки.
27. Тип выборки и процедуры формирования репрезентативной выборки
28. Установление необходимого объема выборки.
29. Особенности эксперта как типа респондента.
30. Стратегия формирования выборки мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе.
31. Методические принципы количественных и качественных исследований.
32. Формализованные и неформализованные методы сбора показателей мониторинга.
33. Организационные и методические особенности различных видов опроса.
34. Виды опроса для мониторинга: основания классификации.
35. Документальные источники в мониторинговых исследованиях
36. Статистические источники в мониторинге социального неравенства и исключенности.
37. Способы контроля.
38. Виды внешнего контроля
Практические задания
39. Определите структурные составляющие мониторинга.
40. Обоснуйте принципы построения мониторинга за распространением социального неравенства и исключенности
41. Пропишите особенности построения концепции мониторинга на региональном уровне.
42. Выделите цели и предметного содержания мониторинга
43. Сформулируйте программу построения и последующего функционирования мониторинга.
44. Разработайте систему организации и методика сбора информации.
45. Опишите технология реализации мониторинга социального неравенства и исключенности.
46. Выделите принципы разработки технического задания и рабочего плана для проведения мониторинга.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Понятие и сущность социального неравенства и исключенности.
2. История теоретических представлений о социальном неравенстве и исключенности в России и за рубежом.
3. Классические и современные теории социального неравенства и исключенности.
4. Основные подходы к изучению неравенства.
5. Понятия социального мониторинга и социологического мониторинга.
6. Основные принципиальные отличия мониторинга и оценки.
7. Цели и задачи мониторинга социального неравенства и исключенности.
8. Теоретические и практические модели мониторинга.
9. Виды мониторинга.
10. Принципы построения методического инструментария мониторинга.
11. Тип выборки и процедуры формирования репрезентативной выборки
12. Особенности эксперта как типа респондента.
13. Стратегия формирования выборки мониторинга социального неравенства и исключенности в регионе.
14. Методические принципы количественных и качественных исследований.
15. Формализованные и неформализованные методы сбора показателей мониторинга.
16. Организационные и методические особенности различных видов опроса.
17. Виды опроса для мониторинга: основания классификации.
18. Документальные источники в мониторинговых исследованиях
19. Статистические источники в мониторинге социального неравенства и исключенности.
20.Особенности построения концепции мониторинга на региональном уровне
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тавокин Е. П. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Методы управленческого консультирования portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»
http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.