МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Наркоконфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки37.03.02. Конфликтология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_03_02_К-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 141
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 141 141 141 141
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Наркоконфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.02 КОНФЛИКТОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №956)

составлена на основании учебного плана:
37.03.02 Конфликтология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2017-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Обеспечение необходимыми знаниями теоретических, методологических и методико-технологических основ наркоконфликтологии как междисциплинарной системы научного знания и практическими умениями разрешения наркоконфликтов разного порядка.
Исследования наркотической ситуации с применением социологических методов сбора, обработки и анализа данных.
Овладение средствами мониторинга, оценки и контроля за выполнением государственной антинаркотической политики, разработка эффективных антинаркотических профилактических программ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 способностью находить и обосновывать решения в нестандартных ситуациях и социальных конфликтах, нести за них ответственность
ПК-2 способностью проводить исследования по проблемам конфликтного и мирного взаимодействия в обществе, анализировать конфликт и мир с использованием различных методологических и теоретических подходов, выявлять элементы конфликтов и мира, определять детерминирующие факторы и закономерности конфликтного и мирного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Сущность и социальную природу наркоконфликтов в жизни общества.
Источники и способы формирования наркоконфликтов.
Методы преодоления наркоконфликтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять методологию междисциплинарного анализа конфликта и мира.
Использовать категориальный аппарат гуманитарных и социальных наук с учетом предметного поля конфликтологии, многофакторной обусловленности конфликта и мира.
Исследовать наркотическую ситуацию в регионе, стране с применением социологических методов сбора, обработки и анализа данных.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Практическими умениями разрешения наркоконфликтов разного порядка; антинаркотических профилактических программ.
Средствами мониторинга, оценки и контроля за выполнением государственной антинаркотической политики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Наркоконфликтология
1.1. Наркоконфликтология как междисциплинарная научная дисциплина Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.2. Наркопотребление как зависимое поведение личности Лекции 8 4 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.3. Теоретические модели наркопотребления. Часть 1. Биологические и психологические модели Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.4. Теоретические модели наркопотребления. Часть 2. Социально-психологические модели Лекции 8 4 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.5. Государственная антинаркотическая политика: отечественный и зарубежный опыт Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.6. Профилактика наркопотребления в образовательной среде Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.7. Наркоконфликт в семье Лекции 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.8. Наркоконфликтология как междисциплинарная научная дисциплина Практические 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.9. Наркоконфликтология как новое направление в конфликтологии (методология для практической антинаркотической политики и управления) Практические 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.10. Типология наркоконфликтов по объему социального пространства (индивид, семья, город, субъект федерации, государство, международная сфера) Практические 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.11. История движения за либерализацию наркотиков Практические 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.12. Государственная антинаркотическая политика: отечественный и зарубежный опыт Практические 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.13. Наркоконфликт в контексте социальной безопасности Практические 8 4 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.14. Профилактика наркопотребления в образовательной среде Практические 8 4 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.15. Участие общественных организаций в антинаркотической политике государства Практические 8 4 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.16. Наркоконфликт в семье Практические 8 2 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.17. Результативный региональный антинаркотический менеджмент. Органы исполнительной власти региона как звенья антинаркотической цепи Практические 8 6 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.18. Наркоконфликтология Сам. работа 8 30 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1
1.19. Письменная работа по содержанию курса Сам. работа 8 111 ОПК-5, ПК-2 Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Понятие наркоконфликта, его содержание и формы, причины.
Наркоконфликтология как новое направление в конфликтологии (методология для практической антинаркотической политики и управления).
Типология наркоконфликтов по объему социального пространства (индивид, семья, город, субъект федерации, государство, международная сфера).
Наркопотребление как зависимое поведение личности.
Сравнительный анализ понятий: психоактивные вещества, наркотические средства, психотропные вещества, аналоги наркотических средств и психотропных веществ. Конфликтологическое определение наркотиков с междисциплинарных позиций.
Теоретические модели наркопотребления.
Теоретические модели наркопотребления. Социально-психологические модели.
Особенности понятий наркомания, наркотизм, незаконный оборот наркотиков, наркопреступность, аддиктивное поведение (наркозависимость), наркотическая субкультура, наркоконфликт, наркополитика и их соотнесение со сферами использования.
Классификация наркомании по механизму возникновения. Признак эпидемической наркомании: статус наркотического средства, административные правонарушения, психосоциальная заразность и массовость.
Характеристика стадий развития наркозависимости (сходство и отличия).
Государственная антинаркотическая политика: отечественный и зарубежный опыт.
Основной механизм распространения злоупотребления наркотиками (эпидемического типа) среди молодежи.
Понятие эволюционного давления наркосреды (ЭДН). Факторы, определяющие ЭДН.
Профилактика наркопотребления в образовательной среде.
Понятие «облегчение» и его значение для наркозависимого.
Факторы, способные вынудить наркозависимого изменить свое поведение, и их использование в практике решения наркоконфликтов.
Понятие «онтологическая уверенность», феномен «жизнестойкие дети» и наркозависимость.
Наркоконфликт в семье. Созависимость и ее преодоление как условие позитивного управления наркоконфликтом.
Факторы риска и защиты развития наркозависимой личности.
Возрастные кризисы и наркозависимость.
Теоретические модели злоупотребления психоактивными веществами.
Понятие наркотерроризма. Экономическое, социальное и политическое значение наркотерроризма.
История движения за либерализацию наркотиков. Взгляды сторонников легализации и критика их сторонниками запрета потреблении наркотиков в целях опьянения.
Деятельность органов внутренних дел в РФ в наркоконфликте.
Деятельность Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в наркоконфликте.
Взаимодействие антинаркотических общественных организаций со СМИ для формирования общественного мнения.
Роль СМИ в обострении и разрешении наркоконфликта.
Нормативная база деятельности наркологической службы и оказания помощи наркологическим больным в современной России.
Наркоконфликт в контексте социальной безопасности: угроза возрастания удельного веса нарконаселения.
Нормативная база деятельности наркологической службы и оказания помощи наркологическим больным в современной России.
Участие общественных организаций в антинаркотической политике государства («Союз за общество без наркотиков»).
Результативный региональный антинаркотический менеджмент. Органы исполнительной власти региона как звенья антинаркотической цепи.
Школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей в современной России.
Критика Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с позиции наркоконфликтологии.
Наркополитика Швеции и Голландии: сравнительная характеристика.
Понятие наркологического опьянения. Патология функции мозга при наркотизации.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Характеристика стадий развития наркозависимости (их сходство и отличия).
Понятие наркотического опьянения. Патология функции мозга при наркотизации.
Всемирная история наркотиков: краткий обзор.
Международное сотрудничество в борьбе с наркотизацией населения.
Основной механизм распространения злоупотребления наркотиками (эпидемического типа) среди молодежи.
Наркоконфликт в семье. Созависимость и ее преодоление, как условие позитивного управления наркоконфликтом.
Факторы риска и защиты развития наркозависимой личности.
Понятие наркотерроризма. Экономическое, социальное и политическое значение наркотерроризма.
Понятие наркоситуации и ее типы. Показатели наркоситуации и показатели влияния на нее.
Религиозные причины и истоки формирования наркоконфликта.
Сущность логики наркотизма и проблема формирования антинаркотического общественного мнения.
Профилактика наркопотребления среди молодежи: обзор возможных форм и моделей.
Антинаркотическая политика в современной России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Международные конвенции ООН по наркотикам (характеристика, политическое и практическое значение для управления наркоконфликтом).
История движения за легализацию наркотиков. Взгляды сторонников легализации и критика их сторонниками запрета потреблении наркотиков в целях опьянения.
Взаимодействие антинаркотических общественных организаций со СМИ для формирования общественного мнения.
Роль СМИ в обострении и разрешении наркоконфликта.
Цели и принципы современной российской антинаркотической политики.
Наркоконфликт в контексте социальной безопасности.
Участие общественных организаций в антинаркотической политике государства.
Межведомственное и межсекторальное взаимодействие в процессе противодействия наркотической угрозе.
Школьная политика в отношении наркотиков и зависимостей в современной России.
Здоровьеформирующие технологии в школе в процессе противодействия наркотизации молодежи.
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с позиции наркоконфликтологии.
Наркополитика Европы и России: сравнительная характеристика.
Наркополитика Швеции и Голландии: сравнительная характеристика.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [под ред. С. Г. Максимовой] Наркотизация в приграничном регионе России: вызовы, риски, угрозы: монография Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. Г. Сидорова Конфликтология: практикум Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 : http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/277
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ГУ по контролю за оборотом наркотиков xn--b1aew.xn--p1ai
Э2 Информационный портал о наркомании www.narcozona.ru
Э3 Информационно-публицистический ресурс "Нет наркотикам" www.narkotiki.ru
Э4 Международная некоммерческая организация "Европейские города против наркотиков" www.ecad.ru
Э5 Организация объединенных наций по наркотикам и преступности www.unodc.org
Э6 Проект "Антинаркотический фронт" www.proektnoegosudarstvo.ru
Э7 Указ Президента РФ от 09.06.2010 № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» rg.ru
Э8 Федеральный портал "Экономика. Социология. Менеджмент" www.ecsocman.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/

http://www.consultant.ru
http://www.elibrary.asu.ru
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://lib.febras.ru/katalog.htm – Центральная научная библиотека ДВО РАН
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.