МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научное творчество, организация НИР

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Научное творчество, организация НИР

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются: изучение теоретических и методологических оснований, как базы для проведения научных исследований, применения научно-исследовательских технологий в практике работы с молодежью. Определить содержание и сущность научного творчества на современном этапе развития человековедческих наук; изучить основные стратегии и принципы построения научно-исследовательской работы; обучить основам организации и планирования научного исследования; освоить практические технологии и методики проведения оценки, анализа научных исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 владением навыками проведения эмпирических исследований по молодежной тематике
ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические и методологические основания как базу для проведения научных исследований, специфику применения научно-исследовательских технологий в практике социальной работы с молодежью. Содержание и сущность научного творчества на современном этапе развития социальных наук; основные стратегии и принципы построения научно-исследовательской работы; основы организации и планирования научного эксперимента; практические технологии и методики проведения оценки, анализа научных исследований. Все актуальные области социологического изучения проблем молодежи, базовые и инновационные способы работы с информацией по их изучению в контексте молодежной проблематики. Базовые этапы проведения эмпирического исследования по проблемам молодежи. Все необходимые требования и принципы к составлению рефератов, научных обзоров и отчетов НИР в контексте профессиональной деятельности по изучению актуальных молодежных проблем. Необходимые требования и принципы к оформлению и презентации рефератов, научных обзоров и отчетов НИР. Способы применения научно-методической информации в своей профессиональной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать теоретические и методологические основания как базу для проведения научных исследований. Применять знание специфики научно-исследовательских технологий в практике социальной работы с молодежью. Определять содержание и сущность научного творчества на современном этапе развития социальных наук;
выделять и формулировать основные стратегии и принципы построения научно-исследовательской работы; реализовать на практике основы организации и планирования научного эксперимента; использовать практические технологии и методики проведения оценки, анализа научных исследований. Создавать грамотные научно-исследовательские работы на высоком научно-методическом уровне, используя данный навык в своей профессии в необходимом контексте.
Оформить и презентовать научно-исследовательские работы на высоком научно-методическом уровне. Применять полученные научно-методические знания в своей профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использования практических технологий и методики проведения оценки, анализа научных исследований. Разнообразными навыками анализа научных исследований для решения профессиональных задач. Навыками анализа типичных и своеобразных профессиональных задач с учетом требований исследовательской деятельности.
Профессиональными навыками поиска и систематизации необходимых научных источников. Навыками критической оценки источников статистической информации о проблемах молодежи, используя в своей профессии в необходимом контексте.
Всеми необходимыми навыками планирования, организации и проведения исследований по актуальной молодежной проблематике. Навыками выбора моделей, проведения и презентации результатов эмпирического исследования. Навыками разработки всех базовых компонентов НИР, используя в своей профессиональной деятельности.
Навыками грамотного и соответствующего уровня составления презентаций НИР. Способами применения научно-методических знаний в своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы научного творчества и организации НИР
1.1. Общенаучная характеристика творчества краткая история становления психологии творчества Лекции 4 4 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Основные характеристики творчества Лекции 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Условия творческой деятельности Лекции 4 4 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Технологии активизации научного творчества Лекции 4 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Структура методов активации творческого мышления. Практические 4 8 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы стимуляции ассоциативного мышления Практические 4 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Введение в научное исследование. Основные признаки любого экспериментального исследования. Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Способы и средства решения научных проблем. Практические 4 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.9. Методы сбора фактов и логика доказательств. Практические 4 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.10. Основные правила экспериментального исследования. Сам. работа 4 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.11. . Теоретические основания НИР. Требования к методам и методике исследования. Выбор и разработка валидных и надежных методов НИР. . Теоретические основания НИР. Требования к методам и методике исследования. Выбор и разработка валидных и надежных методов НИР. Программа исследования. Программные задачи. Теоретические основания НИР. Требования к методам и методике исследования. Выбор и разработка валидных и надежных методов НИР. Сам. работа 4 10 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.12. Формулировка проблемы, целей и задач. Установление критериев и признаков успешности эксперимента. Форма представления результатов НИР. Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1
1.13. Характеристика области научного и практического применения результатов НИР, формулировка выводов и рекомендаций. Структура и объем НИР. Стилистика НИР. Правила цитирования. Написание и оформления текста НИР. Сам. работа 4 12 ПК-2, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Для чего предназначены методы активизации творческого мышления?
2. Чем рациональные методы активизации творческого мышления отличаются от эвристических?
3. Чем коллективные методы активизации творческого мышления отличаются от индивидуальных?
4. Приведите наиболее привычные условия применения эвристик.
5. какими параметрами можно характеризовать креативность?
6. Назовите методы влияния на творчество личности.
7. В чем состоят правила проведения мозгового штурма?
8. Каковы этапы проведения мозгового штурма?
9. В каких случаях метод Дельфи является более предпочтительным по сравнению с методом мозгового штурма.?
10. Как проходит процедура реализации метода Дельфи?
11. Приведите примеры ассоциаций различного типа.
12. Назовите принципы реализации метода ассоциаций.
13. Какие 4 вида аналогии использует метод синектики?
14. Какова последовательность решения проблем методом синектики?
15. Что представляет собой дерево целей?
16. Какая фраза является ключевой в методе сценариев?
17. В чем суть метода Гордона?
18. Перечислите шесть фаз метода «метра».
19. Чем эксперимент отличается от других видов научных исследований?
20. В чем особенности прикладного социально-психологического исследования?
21. Каковы основные критерии, которым должны соответствовать проблемы, выбираемые для экспериментального исследования?
Практические задания
22. Составьте структуру введения научного исследования.
23. Каковы логические требования, предъявляемые к гипотезам эмпирического исследования?
24. Назовите основные ошибки в доказательствах, направленных на выяснение причинно-следственных связей между переменными, изучаемыми в эксперименте.
25. Приведите примеры способов избегания ошибок в доказательствах.
26. С чего начинается подготовка экспериментального исследования?
27. Что такое пилотажное исследование , с какой целью оно проводится?
28. Оформите таблицу в тексте исследования
29. Оформите графики и рисунки к тексту исследования?
30. Каковы основные требования к введению НИР?
31. В чем суть теоретического анализа НИР, его принципы, требования к нему?
32. Какова структура экспериментальной части НИР?
33. Как вы охарактеризуете научный стиль изложения НИР, в чем его отличительные особенности?

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Актуальные тенденции развития психологии творчества на современном этапе развития науки
2. Интрапсихологические детерминанты выбора научной карьеры у студенческой молодежи.
3. Анализ ценностных ориентаций молодежи, активно участвующей в научных исследованиях.
4. Критерии формирование личности ученого как субъекта своей профессиональной жизни.
5. Оценка эффективности педагогической деятельности с точки зрения формирования творческих способностей у учащихся.
6. Мотивационные факторы участия старшеклассников в научной деятельности.
7. Факторы активизация научной творческой деятельности старшеклассников.
8. Активные методы формирования педагогической компетентности у научных руководителей.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Новиков А.М. Методология научного исследования : Либроком, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.