МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук , профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретических и методологических основ проведения научных исследований, основных стратегий и принципов построения научно-исследовательской работы;
освоение практических технологий и методик проведения оценки, анализа научных исследований;
освоение навыков написания научных статей, отчетов, курсовых, выпускных квалификационных работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни
ПК-1 способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-2 владением навыками проведения эмпирических исследований по молодежной тематике
ПК-3 владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
ПК-13 Способностью применять статистические и социологические методы сбора социальной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.хорошо разбирается в понятиях и методах самоанализа, самообучения и самовоспитания личности; имеет сформированные представления о теоретических и практических принципах создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в различных сферах общества и его подсистем; об отраслях социологического знания; сформированные представления об особенностях молодежи как специфической социально- демографической группы населения; основных направлениях развития социологического знания; основных концепциях и теоретических подходах, базовых понятиях, категориях и тенденциях в исследовании молодежных проблем; передовых научных концепциях и результатах исследований по молодежной тематике;
хорошо разбирается в основных понятиях и требованиях для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике; международные и отечественные требования к составлению научных обзоров, рефератов, отчетов;
основные методы сбора, обработки и анализа социологических данных;
основные этапы разработки программы исследования, общий план анализа данных;
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно применяет основные способы самовоспитания; методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности; критически оценивать информационное пространство; анализировать информацию о событиях и фактах с точки зрения деятельности в сфере организации работы с молодежью; составлять программы комплексных исследований по молодежной проблематике, собирать, обрабатывать и анализировать социологическую информацию, полученную различными методами; принимать решение по выбору показателей для оценки и анализа эффективности молодёжных программ на основе проводимых комплексных исследований; внедрять результаты исследования в деятельность структур, специализирующихся на работе с молодежью; самостоятельно эффективно применяет перечень необходимой информации по молодежной тематике, для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований;
применять полученные знания в области социологических исследований на практике;
разрабатывать инструментарий и процедуры сбора данных, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные;
представлять результаты исследований;
составлять научные обзоры, отчеты в соответствии с требованиями;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными навыками анализа и самоанализа, оценки эффективности результатов самообучения и самовоспитания; навыками повышения своего профессионального мастерства, и в повышении квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний; навыками применения социологических методик по сбору и систематизации научной информации по молодежной проблематике на практике; навыками получения статистической информации из различных типов источников; навыками самостоятельной ориентации в выборе методов комплексного исследования; навыками сбора, анализа и интерпретации социологической эмпирической информации по молодежным проблемам на уровне индивида, группы, общества; анализа комплексных показателей эффективности реализации государственной молодежной политики и молодежных программ; практическими умениями и навыками работы с компьютерной обработкой данных.
технологиями планирования и реализации исследований по молодежным проблемам;
навыками методологического анализа, основными статистическими программами, приемами анализа данных;
приемами оценки качества исследований;
навыками составления научной документации, отчетов;
способностью представлять результаты научно-исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы проведения научных исследований
1.1. Понятие научного исследования. Понятие социологического исследования. Структура и особенности. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.2. Методические и методологические основы проведения социологических исследований. Программа исследования. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.3. Структура и принципы проведения социологических исследований Практические 5 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретические, методические и методологические основы проведения социологических исследований Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные методы сбора, анализа, обработки данных в социологических исследованиях. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проведение оценки, анализа научных исследований
2.1. Обзор отечественных и зарубежных баз данных социологических исследований. Анализ деятельности отечественных центров изучения общественного мнения. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.2. Анализ проведенных социологических исследований на базе международных и отечественных центров: описание объекта, предмета исследования, методологии и методов сбора, анализа, обработки данных, обсуждение результатов. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.3. Оценка, анализ научных исследований Сам. работа 5 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы написания курсовых, выпускных квалификационных работ
3.1. Понятие и особенности курсовых, выпускных квалификационных работ. Структура курсовых и выпускных квалификационных работ Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.2. Определение тематики, объекта, предмета исследования в курсовой, выпускной квалификационной работы Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.3. Формулировка цели и задач исследования в курсовой, выпускной квалификационной работы Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.4. Составление структуры теоретического анализа и (или) программы социологического исследования Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.5. Основы и принципы проведения теоретического анализа и социологического исследования Практические 5 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.6. Проведение теоретического анализа и (или) социологического исследования. Сбор и анализ полученных данных. Сам. работа 5 16 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.7. Основы написания курсовых, выпускных квалификационных работ Сам. работа 5 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.8. Подготовка отчета Сам. работа 5 11 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глотов М.Б. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э2 www.socpolicy.ru – Центр социальной политики и гендерных исследований
Э3 http://www.socpol.ru/ - Независимый институт социальной политики
Э4 http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
Э5 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
Mozila FireFox
Chrome
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru
http://www.elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам
При изучении студентам рекомендуется:
1.систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3.при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики;
4.посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса;
6.участвовать в научных исследованиях в рамках изучаемого курса.

Выполнение всех практических заданий и сдача отчета приравнивается к зачету.