МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук , профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение теоретических и методологических основ проведения научных исследований, основных стратегий и принципов построения научно-исследовательской работы;
освоение практических технологий и методик проведения оценки, анализа научных исследований;
освоение навыков написания научных статей, отчетов, курсовых, выпускных квалификационных работ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-2: владением навыками проведения эмпирических исследований по молодежной тематике
ПК-3: владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
ПК-13: Способностью применять статистические и социологические методы сбора социальной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.хорошо разбирается в понятиях и методах самоанализа, самообучения и самовоспитания личности; имеет сформированные представления о теоретических и практических принципах создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в различных сферах общества и его подсистем; об отраслях социологического знания; сформированные представления об особенностях молодежи как специфической социально- демографической группы населения; основных направлениях развития социологического знания; основных концепциях и теоретических подходах, базовых понятиях, категориях и тенденциях в исследовании молодежных проблем; передовых научных концепциях и результатах исследований по молодежной тематике;
хорошо разбирается в основных понятиях и требованиях для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике; международные и отечественные требования к составлению научных обзоров, рефератов, отчетов;
основные методы сбора, обработки и анализа социологических данных;
основные этапы разработки программы исследования, общий план анализа данных;
3.2.Уметь:
3.2.1.эффективно применяет основные способы самовоспитания; методы и средства познания для интеллектуального развития, профессиональной компетентности; критически оценивать информационное пространство; анализировать информацию о событиях и фактах с точки зрения деятельности в сфере организации работы с молодежью; составлять программы комплексных исследований по молодежной проблематике, собирать, обрабатывать и анализировать социологическую информацию, полученную различными методами; принимать решение по выбору показателей для оценки и анализа эффективности молодёжных программ на основе проводимых комплексных исследований; внедрять результаты исследования в деятельность структур, специализирующихся на работе с молодежью; самостоятельно эффективно применяет перечень необходимой информации по молодежной тематике, для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований;
применять полученные знания в области социологических исследований на практике;
разрабатывать инструментарий и процедуры сбора данных, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные;
представлять результаты исследований;
составлять научные обзоры, отчеты в соответствии с требованиями;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными навыками анализа и самоанализа, оценки эффективности результатов самообучения и самовоспитания; навыками повышения своего профессионального мастерства, и в повышении квалификации в соответствии с актуальными тенденциями в области профессиональных знаний; навыками применения социологических методик по сбору и систематизации научной информации по молодежной проблематике на практике; навыками получения статистической информации из различных типов источников; навыками самостоятельной ориентации в выборе методов комплексного исследования; навыками сбора, анализа и интерпретации социологической эмпирической информации по молодежным проблемам на уровне индивида, группы, общества; анализа комплексных показателей эффективности реализации государственной молодежной политики и молодежных программ; практическими умениями и навыками работы с компьютерной обработкой данных.
технологиями планирования и реализации исследований по молодежным проблемам;
навыками методологического анализа, основными статистическими программами, приемами анализа данных;
приемами оценки качества исследований;
навыками составления научной документации, отчетов;
способностью представлять результаты научно-исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы проведения научных исследований
1.1. Понятие научного исследования. Понятие социологического исследования. Структура и особенности. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.2. Методические и методологические основы проведения социологических исследований. Программа исследования. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.3. Структура и принципы проведения социологических исследований Практические 5 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретические, методические и методологические основы проведения социологических исследований Сам. работа 5 8 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные методы сбора, анализа, обработки данных в социологических исследованиях. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проведение оценки, анализа научных исследований
2.6. Обзор отечественных и зарубежных баз данных социологических исследований. Анализ деятельности отечественных центров изучения общественного мнения. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.7. Анализ проведенных социологических исследований на базе международных и отечественных центров: описание объекта, предмета исследования, методологии и методов сбора, анализа, обработки данных, обсуждение результатов. Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.8. Оценка, анализ научных исследований Сам. работа 5 10 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Основы написания курсовых, выпускных квалификационных работ
3.9. Понятие и особенности курсовых, выпускных квалификационных работ. Структура курсовых и выпускных квалификационных работ Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.10. Определение тематики, объекта, предмета исследования в курсовой, выпускной квалификационной работы Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.11. Формулировка цели и задач исследования в курсовой, выпускной квалификационной работы Практические 5 2 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.12. Составление структуры теоретического анализа и (или) программы социологического исследования Практические 5 4 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.13. Основы и принципы проведения теоретического анализа и социологического исследования Практические 5 1 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.14. Проведение теоретического анализа и (или) социологического исследования. Сбор и анализ полученных данных. Сам. работа 5 16 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.15. Основы написания курсовых, выпускных квалификационных работ Сам. работа 5 5 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.16. Подготовка отчета Сам. работа 5 11 ОПК-3, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-13 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения
Приложение 1.   ФОС НИС ОРсМ 3.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8C29F874-FFB5-4EB5-ACCA-673E965566A7
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Глотов М.Б. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A1396DE9-660A-4C8B-8C12-8CA56261AF90
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
Э3 http://www.socpol.ru/ - Независимый институт социальной политики
Э4 www.socpolicy.ru – Центр социальной политики и гендерных исследований
Э5 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
Mozila FireFox
Chrome
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru
http://www.elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам
При изучении студентам рекомендуется:
1.систематически готовиться к практическим занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;
3.при организации самостоятельной работы знакомиться с новинками литературы по проблемам курса и периодики;
4.посещать консультации преподавателя по изучаемым вопросам курса;
6.участвовать в научных исследованиях в рамках изучаемого курса.

Выполнение всех практических заданий и сдача отчета приравнивается к зачету.