МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология региона: социально-экономическое и этнокультурное развитие азиатского приграничья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_СРег-3-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 256
контроль 12
Виды контроля по курсам
зачеты: 1, 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8 4 4 20 20
Сам. работа 96 96 96 96 64 64 256 256
Часы на контроль 4 4 4 4 4 4 12 12
Итого 108 108 108 108 72 72 288 288

Программу составил(и):
д.с.н., профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ(СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР") Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 326

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ;
обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов;
выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК-4 способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.современные тенденции и направления методологических разработок в области социологических исследований;
основные этапы разработки программы эмпирической части магистерского исследования, общий план анализа данных;
сущность процессов саморазвития и самореализации, их роль и значение в развитии личности и решении профессиональных задач в области социологии управления; теоретические основы осуществления саморазвития и самореализации, способы и подходы к их изучению и формированию; принципы разработки и осуществления программ саморазвития и самореализации в области научных исследований в социологии региона
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать содержание проблем социологии региона, выделять их факторы, находить возможные пути решения; применять полученные знания на практике;
разрабатывать инструментарий и процедуры сбора данных, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать данные;
оценить соответствие исследовательского инструментария методологическим основам исследования;
обрабатывать данные комплексных исследований в соответствии с методологическими требованиями;
корректно формулировать научные выводы;
представлять результаты комплексных исследований.
диагностировать, оценивать и анализировать результаты собственной профессиональной деятельности, эффективности ее организации, уровень общекультурного, профессионального и личностного развития; выстраивать траекторию саморазвития, проектировать деятельность по самореализации; планировать и поэтапно выстраивать процесс саморазвития и самореализации в соответствии с поставленными целями и задачами в области социологии региона
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками методологического анализа, основными статистическими программами, приемами анализа качественных данных;
технологиями планирования и реализации исследований в области социологии региона;
приемами оценки качества исследований;
навыками проведения экспертной оценки исследовательских программ и результатов их реализации, разработки исследовательских программ, самостоятельной организации и проведения социологических исследований.
навыками диагностики результатов саморазвития и самореализации профессиональной деятельности в области социологии региона; способами постановки цели и задач саморазвития и самореализации, определения направлений их совершенствования для решения конкретных профессиональных и творческих задач, общекультурного и личностного развития; основными способами разработки программ саморазвития и самореализации, эффективными формами и методами их реализации; методами поиска, отбора, систематизации и классификации информации, современными информационными технологиями и средствами для решения задач саморазвития и самореализации профессиональной деятельности в области социологии региона; навыками рефлексии собственной деятельности и личностного развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научное исследование и его характеристики
1.1. Проблемное поле современных исследований. Постановка проблемы исследования (исследовательского вопроса). Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Основные элементы программы исследования. Основные источники, используемые в ходе подготовительного этапа Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Составление библиографии и обзора литературы. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Составление библиографии и обзора литературы. Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Степень разработанности проблемы и поиск нерешенных проблем и вопросов в рамках выбранного направления исследований. Сам. работа 1 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска. Ключевые слова и предметные каталоги. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Поиск релевантной литературы. Описание системы поиска. Ключевые слова и предметные каталоги. Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Отработка навыков академического письма, подготовка концептуализации понятий
2.1. Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Обзор литературы и основные требования к нему. Анализ источников, его необходимость и основные направления. Поиск литературных источников Сам. работа 1 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Практические и теоретические результаты имеющихся научных исследований Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Последовательность процедур при подготовке литобзора, основные источники. Структура обзора литературы, основанная на проблемах, а не на описании отдельных текстов. Основные правила библиографического описания. Сам. работа 1 16 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Написание проекта исследования
3.1. Основные разделы проекта исследовательской работы: актуальность, цель и задачи, степень разработанности проблемы, выдвижение гипотез, подбор или сбор эмпирических данных, методы решения задач и тестирования гипотез Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Основные правила постановки цели и задач исследования. Различия между объектом и предметом исследования. Соотношение объекта и генеральной совокупности. Выдвижение гипотез, их опора на имеющиеся теоретические и прикладные исследования. Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Критерии тестируемости гипотез. Последовательность: задача – гипотеза – метод решения. Выбор данных, адекватных поставленным задачам и выдвинутым гипотезам. Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Правильный подбор методов проведения исследования и анализа данных. Сам. работа 2 96 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Особенности постановки гипотез и методологии анализа разных типов данных
4.1. Различия между методами сбора данным и методами анализа данных. Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Типы гипотез в количественных исследованиях и их тестирование. Основные задачи анализа количественных данных: типология, поиск взаимосвязей, поиск каузальных связей. Методы, адекватные каждому типу задач. Практические 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Теоретическая основа качественных методов в социологии. Основные методы качественных исследований. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Написание исследовательской работы: структура и методология исследования
5.1. Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, содержательные главы: обзор литературы и результаты собственных исследований, заключение, список литературы, приложения. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.2. Структура работы: титульный лист, оглавление, введение, содержательные главы: обзор литературы и результаты собственных исследований, заключение, список литературы, приложения. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Введение и проект исследования. Основные элементы. Описание методологии. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.4. Введение и проект исследования. Основные элементы. Описание методологии. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.5. Экономическая и социологическая теория как основа выдвижения гипотез. Обоснование гипотез с опорой на обзор литературы. Обоснование методов тестирования гипотез в тексте. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.6. Экономическая и социологическая теория как основа выдвижения гипотез. Обоснование гипотез с опорой на обзор литературы. Обоснование методов тестирования гипотез в тексте. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.7. Представление данных. Описание вторичной базы и необходимые элементы. Описание первичной базы (собранной автором) и ее необходимые элементы. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.8. Представление данных. Описание вторичной базы и необходимые элементы. Описание первичной базы (собранной автором) и ее необходимые элементы. Сам. работа 3 7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.9. Описание выборки и методики сбора данных. Сам. работа 3 5 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Написание исследовательской работы: изложение результатов исследования
6.1. Изложение результатов собственного эмпирического исследования. Описательная часть: stylized facts. Описание и интерпретация данных. Как правильно структурировать изложение эмпирических результатов. Подтверждение гипотез. Сам. работа 3 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.2. Количественные данные. Представление результатов методов статистического анализа данных. Таблицы, графики и диаграммы. Информативность как главный критерий демонстрации данных. Какие результаты применения методов нужно выносить в текст (кластерный и факторный анализ, регрессия). Оформление таблиц. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.3. Представление результатов качественного исследования. Оформление и цитат. Что вынести в приложение. Основные выводы исследования. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
6.4. Заключение к работе с опорой на проверку гипотез. Заключение к работе как рекомендации по экономической и\или социальной политике. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Презентация и защита работы. Подготовка к публикации
7.1. Регламент проведения защиты магистерской диссертации. Подготовка графической презентации работы. Краткое представление полученных результатов. Подготовка текста выступления. Ответы на вопросы. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.2. Подготовка публикации (статьи) на основе магистерской диссертации: основные требования и различия. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 АлтГУ Методология и практика социологических исследований в приграничном регионе России: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.2 Глотов М.Б. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://www.isras.ru/ - Институт социологии РАН
Э3 http://www.socpol.ru/ - Независимый институт социальной политики
Э4 www.socpolicy.ru – Центр социальной политики и гендерных исследований
Э5 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Российское образование: федеральный портал. – http://www.edu.ru/
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент): http://www.fips.ru.
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://www.sci-innov.ru
http://www.ed.gov.ru/ Сайт Министерства образования РФ.
http://www.kodeks.net/ Информационно-правовой сервер «Кодекс».
http://www.informika.ru/text/goscom/dokum/doc99/ – нормативные и распорядительные документы Министерства образования и науки России.
http://www.catalog.alledu.ru/ Все образование интернета
http://www.educentral.ru/ Каталог Российского образовательного портала
http://www.edu.ru/ Федеральный портал «Российское образование»
http://www.alledu.ru/ Сайт «Все образование»
База данных Скопус https://www.scopus.com
Научная электронная библиотека http://www.elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.