МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Патриотическое воспитание молодежи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рабочая программа дисциплины
Патриотическое воспитание молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к профессиональному участию в совершенствовании системы гражданского и патриотического воспитания молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-3: владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сформированные представления о социально - психологические основах общественных и межличностных отношений; основных принципах социального партнерства; основах коммуникативного поведения; Имеет сформированные представления о теоретических и практических принципах создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в области гражданского и патриотического воспитания молодежи; Хорошо разбирается в основных понятиях и требованиях для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по проблемам патриотизма и патриотического воспитания. Принципы и особенности организации
жизнедеятельности молодежи; сущность,
задачи и функции профессиональной
консультации; способы и степень эффективности взаимодействия молодежи со СМИ и участие в общественных гражданско-патриотических организациях
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы межличностных отношений; выявлять и учитывать индивидуальные особенности коммуникации при кооперации и работе в коллективе; критически оценивать информационное пространство; анализировать информацию о событиях и фактах с точки зрения деятельности в области гражданского и патриотического воспитания молодежи. Самостоятельно эффективно применяет перечень необходимой информации по молодежной тематике, для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований. Разрабатывать планы проведения патриотических мероприятий направленных на решение проблем молодежи; управлять, планировать и организовывать профориентационную
работу с молодежью; применять методы социальной адаптации и интеграции молодежи в общественно- политические
институты общества в рамках реализации молодежной политики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками коммуникативного поведения в коллективе и профессиональной организации; методами преодоления межгрупповых и межличностных конфликтов в молодежных сообществах и профессиональных коллективах; практическими навыками организации работы с молодежью. Навыками применения социологических методик по сбору и систематизации научной информации по проблематике патриотического воспитания на практике; навыками получения статистической информации из различных типов источников (электронных, документальные и т.д.). Свободно владеет разнообразными по обработке информации по молодежной проблематике посредством составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов. Навыками применения разнообразных форм и методов организации деятельности молодежи, навыками мотивации к самозанятости и
самоорганизации молодежи; методиками
Профориентационной работы, а также практическими навыками ее планирования и организации; технологиями вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь общества.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы
1.1. Понятие гражданского и патриотического воспитания, его актуальность на современном этапе развития российского общества Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1 Л1.1
1.2. Исторические и современные системы гражданского и патриотического воспитания в России Практические 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1
1.3. Социальные институты гражданского и патриотического воспитания молодежи Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1
1.4. Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания Практические 6 2 ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1
1.5. Патриотическое воспитание молодёжи: исторический опыт и перспективы Сам. работа 6 23 ПК-1, ПК-3 Л1.1
Раздел 2. Современные технологии патриотического воспитания молодёжи
2.6. Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи Лекции 6 2 ПК-3, ПК-5 Л1.1
2.7. Тематические занятия, экскурсии, беседы и дискуссии как технологии гражданско-патриотического воспитания молодежи Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
2.8. Технология проведения массовых акций Лекции 6 2 Л1.1
2.9. Технология проведения массовых акций Практические 6 2 ПК-1 Л1.1
2.10. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи Лекции 6 2 ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1
2.11. Проектная деятельность как технология гражданского и патриотического воспитания молодежи Практические 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1
2.12. Проведение государственных праздников Российской Федерации и Дней воинской славы Практические 6 2 ПК-1, ПК-3, ПК-5 Л1.1
2.13. Организация музеев боевой славы в учебных заведениях как основа гражданского и патриотического воспитания молодежи Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
2.14. Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданском и патриотическом воспитании молодежи Практические 6 2 ПК-1, ПК-3 Л1.1
2.15. Современные технологии патриотического воспитания молодёжи Сам. работа 6 23 ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Плохова В.И. Уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы.: Барнаул, 2013 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1035
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.