МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-3-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 59
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 59 59 59 59
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
Направление подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н.Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н.Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Педагогическая психология» являются: формирование у будущих специалистов представлений о процессе обучения, как непрерывном развитии личности человека в течение своей жизнедеятельности, изучение теоретических и методологических оснований как базы для психолого-педагогических технологий в практике социальной работы с молодежью, а также освоение практических техник и методик психолого-педагогического сопровождения личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
ПК-9 Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Специфику процесса обучения, как непрерывного развития личности человека в течение своей жизнедеятельности; теоретические и методологические основания для психолого-педагогических технологий в практике социальной работы с молодежью; эффективные способы и методы планирования и организации личного саморазвития.
Базовые и инновационные основы сбора и систематизации научной информации по заданной теме.
3.2.Уметь:
3.2.1.
Применять практические техники и методики психолого-педагогического сопровождения личности молодежи. Использовать основные знания по педагогической психологии для совершенствования в своей деятельности.
Находить и систематизировать научную информацию по актуальной молодежной тематике в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Планирования, организации и проведения системы психолого-педагогических мероприятий по сопровождению субъектов образования.
Анализа механизмов эффективности проблем саморазвития.
Поиска и определения критериев классификации научной информации по заданным критериям, используя для решения актуальных молодежных проблем в профессии.
Использования практических технологий и методики проведения оценки, анализа научных исследований. Разнообразными навыками анализа научных исследований для решения профессиональных задач. Навыками анализа типичных и своеобразных профессиональных задач с учетом требований исследовательской деятельности.
Профессиональными навыками поиска и систематизации необходимых научных источников. Навыками критической оценки источников статистической информации о проблемах молодежи, используя в своей профессии в необходимом контексте.
Всеми необходимыми навыками планирования, организации и проведения исследований по актуальной молодежной проблематике. Навыками выбора моделей, проведения и презентации результатов эмпирического исследования. Навыками разработки всех базовых компонентов НИР, используя в своей профессиональной деятельности.
Навыками грамотного и соответствующего уровня составления презентаций НИР. Способами применения научно-методических знаний в своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы педагогической психологии
1.1. Общенаучная характеристика педагогической психологии краткая история становления Лекции 5 14 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.2. Основные характеристики педагогической психологии Лекции 5 12 Л2.1
1.3. Образование в современном мире Лекции 5 2 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.4. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном Практические 5 8 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.5. Субъекты образовательного процесса Практические 5 6 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.6. Специфика основных категорий педагогической психологии Практические 5 6 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.7. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе Практические 5 6 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.8. Педагог как субъект педагогической деятельности Практические 5 4 Л2.1
1.9. Специфика субъектов образовательного процесса Сам. работа 5 13 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.10. Студент как специфический субъект образовательного процесса Сам. работа 5 13 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.11. Общая характеристика учебной деятельности Сам. работа 5 21 Л2.1
1.12. Учебная мотивация. Тренинг мотивации Сам. работа 5 12 ПК-6, ПК-9 Л2.1
1.13. Экзамен 5 27 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Образование как многоаспектный феномен.
2. Основные направления обучения в современном образовании.
3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
4. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
5. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе.
6. Обучение и развитие.
7. Развивающее обучение в отечественной развивающей системе.
8. Субъекты образовательного процесса.
9. Категории субъекта.
10. Специфика субъектов образовательного процесса.
11. Особенности работы социального педагога в зависимости от разновидностей педагогических ситуаций.
12. Интропсихологические детерминанты выбора профессии педагога.
13. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в педагогическом взаимодействии.
14. Критерии формирование личности педагога как субъекта своей профессиональной жизни.
15. Оценка эффективности педагогической деятельности.
16. Индивидуальный подход школьного психолога к формированию профессиональных планов старших подростков.
17. Мотивационные факторы выбора профессии педагога старшеклассниками.
18. Основы психологического изучения профессиональной деятельности педагога.
19. Факторы активизация познавательной деятельности старшеклассников.
20. Активные методы формирования педагогической компетентности.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Педагогическая психология как междисциплинарная область научного знания.
2. Общенаучная характеристика педагогической психологии.
3. История становления педагогической психологии.
4. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
5. Методы исследования в педагогической психологии.
6. Образование как многоаспектный феномен.
7. Основные направления обучения в современном образовании.
8. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
9. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
10. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе.
11. Обучение и развитие.
12. Развивающее обучение в отечественной развивающей системе.
13. Субъекты образовательного процесса.
14. Категории субъекта.
15. Специфика субъектов образовательного процесса.
16. Особенности работы социального педагога в зависимости от разновидностей педагогических ситуаций.
17. Интропсихологические детерминанты выбора профессии педагога.
18. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в педагогическом взаимодействии.
19. Критерии формирование личности педагога как субъекта своей профессиональной жизни.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Педагогическая психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.