МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы организации и управления персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_04_01_СУ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 58
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 8
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 58 58 58 58
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, доцент, Глуховерова Д.А.

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Ноянзина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы организации и управления персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 326)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний об организационно-правовых основах современного кадрового менеджмента; закономерностях, принципах, методах управления персоналом

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность и готовность профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
ПК-4 способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теоретические основы кадрового менеджмента (отечественный и зарубежный опыт);
основные законодательные акты, создающие рамочные условия для управления персоналом (Гражданский, Трудовой кодексы РФ).
Принципы оформления научно-технической документации, научных отчетов по кадровому менеджменту (используя отечественный и зарубежный опыт. Основные способы представления результатов исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории.
3.2.Уметь:
3.2.1.Оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, представлять результаты исследовательской работы в контексте правовых основ организации и управления персоналом.
определить цели, функции и организационную структуру системы управления персоналом;
экспертировать кадровую политику и стратегию управления систему управления персоналом организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками руководства коллективом и кадрового планирования;
навыками аналитической и консалтинговой деятельности в сфере кадрового управления.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология, принципы и методы управления персоналом. Кадровая политика и стратегия управления персоналом.
1.1. Методология, принципы и методы управления персоналом. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Методология, принципы и методы управления персоналом. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Сам. работа 4 10 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Основные типы стратегий управления персоналом организации. Организация и стратегическое управление в международных фирмах.
2.1. Основные типы стратегий управления персоналом организации. Организация и стратегическое управление в международных фирмах. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Основные типы стратегий управления персоналом организации. Организация и стратегическое управление в международных фирмах. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Основные типы стратегий управления персоналом организации. Организация и стратегическое управление в международных фирмах. Сам. работа 4 24 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Система управления персоналом организации (предприятия). Технологии управления персоналом.
3.1. Система управления персоналом организации (предприятия). Технологии управления персоналом. Лекции 4 2 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Система управления персоналом организации (предприятия). Технологии управления персоналом. Практические 4 4 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Система управления персоналом организации (предприятия). Технологии управления персоналом. Сам. работа 4 24 ОПК-3, ПК-4 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Задания и вопросы к зачету
Теоретические вопросы
1. Определение «трудовые ресурсы» и «персонал организации». 2. Эволюция науки. 3. Основные теории управления персоналом. 4. Философия управления персоналом. 5. Концепция управления персоналом 6. Современное состояние рынка трудовых ресурсов. 7. Историческое развитие труда и деловой предприимчивости. 8. Цели управления персоналом. 9. Основные принципы. 10. Закономерности и современные направления развития управления персоналом. Методы управления персоналом. 11. Сущность и состав системы управления персоналом. 12. Цели и функции системы. 13. Методы построения. 14. Государственная система управления персоналом. 15. Организационное проектирование системы управление персоналом (СУП). 16. Сущность организационной структуры СУП. 17. Виды организационных структур. 18. Факторы, влияющие на организационную структуру. 19. Виды обеспечения системы. 20. Сущность кадровой политики, основные направления. 21. Формирование кадровой политики. 22. Типы кадровой политики. 23. Этапы проектирования. 24. Условия разработки кадровой политики. 25. Отличительные черты российской кадровой политики от зарубежных стран (на примере любого государства). 26. Основные направления формирования кадровой политики. 27. Цели кадровой политики. 28. Социализация персонала. 29. Сущность и виды профориентацией и адаптацией персоналом. 30. Управление профориентации адаптации персонала. 31. Организация обучения персонала. 32. Основные понятия и концепции обучения. 33. Виды обучения персоналом. 34. Методы обучения. 35. Стратегия управления персоналом. 36. Сущность, принципы и содержание кадрового планирования.
Практические задания
37. Сопоставьте методы и уровни планирования. 38. Создайте оперативный план работы с персоналом. 39. Опишите кадровый контроллинг и кадровое планирование. 40. Представьте требования к кадровому планированию. 41. Опишите роль, значение и основные цели отбора при найме персонала. 42. Сформулируйте концепции и принципы отбора и найма. 43. Сопоставьте внешние и внутренние факторы, влияющие на отбор и найм персонала.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Социальная организация в системе управления.
2. Организационная культура.
3. Социальный контроль и эффективность управления.
4. Экономические методы управления.
5. Методы организационного воздействия управления персоналом.
6. Методы распорядительного воздействия в управлении персоналом.
7. Социально-психологические методы управления персоналом.
8. Система государственных органов управления трудовыми ресурсами: федеральный и региональный уровни.
9. Причины возникновения и виды вынужденной безработицы.
10. Современный рынок труда.
11. Кадровая политика: сущность, содержание.
12. Основные элементы и виды кадровой политики.
13. Стратегия организации: виды, цели, факторы формирования, критерии оценки.
14. Элементы стратегии управления персоналом.
15. Сущность внутрифирменного планирования (в что числе кадрового), его особенности.
16. Задачи кадрового планирования.
17. Сущность содержание, этапы, показатели кадрового планирования.
18. Уровни кадрового планирования, специфика каждого из них.
19. Задачи и этапы процесса кадрового контроля.
20. Кадровый контроллинг: цели, задачи.
21. Стратегия самообеспечения: характеристика, особенности применения.
22. Стратегия импорта: характеристика, особенности применения.
23. Договорная стратегия: характеристика, особенности применения.
24. Арендная стратегия: характеристика, особенности применения.
25. Телекомьпютинг: характеристика, особенности применения.
26. Аутсорсинг: характеристика, особенности применения.
27. Теоретические обоснования для выработки концепции управления персоналом организации (предприятия).
28. Система управления персоналом организации и ее организационная структура.
29. Правовое и нормативно-методическое обеспечение деятельности подсистемы управления персоналом.
30. Основные технологии кадрового менеджмента и их сущность.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении: темами рефератов, практическими заданиями семинаров, практическими заданиями и вопросами к зачету.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Одегов, Ю. Г. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/1EB0E319-C6DB-4A3B-8B40-A737500BE562
Л1.2 Маслова, В. М. Управление персоналом: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0BFF602F-0534-4203-B15E-51E45C5FE3AF
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горленко О.А., Ерохин Д.В., Можаева Т.П. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э2 www.int-edu.ru (Институт новых технологий образования);
Э3 www.1september.ru (Издательский дом «1 сентября»);
Э4 www.prosv.ru (Издательство «Просвещение»);
Э5 www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э6 www.bspu.altai.su/public/educ.doc/homt.html (Библиотека методиста образовательной среды);
Э7 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э8 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э9 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э10 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э11 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э12 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.