МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовые основы работы с молодежью
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Правовые основы работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Воспитание у студентов правовой культуры, изучение перспектив развития молодежной политики в Российской Федерации, законодательства о молодежи в условиях построения правового государства, получение основных навыков, необходимых для успешной работы в органах, связанных с реализацией молодежной политики в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4: способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-8: Способностью взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами общества по вопросам выработки и реализации молодежной политики
ПК-12: Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.права, свободы и обязанности человека и гражданина; организацию судебных, правоприменительных и правоохранительных органов, правовые нормы действующего законодательства, регулирующие отношения в различных сферах жизнедеятельности; основные положения и нормы конституционного, гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного права; правовые основы функционирования объединений и организаций, представляющих интересы молодежи; систему органов работы с молодежью в Российской Федерации, их компетенцию; нормативные правовые акты, регулирующие работу с молодежью; федеральные и региональные программы работы с молодежью.
3.2.Уметь:
3.2.1.защищать гражданские права, использовать нормативно-правовые знания в различных сферах жизнедеятельности, ориентироваться в международных и внутригосударственных актах, в специальной литературе по правовому регулированию молодежных отношений; свободно оперировать основными понятиями и категориями права о молодежи; анализировать правовые нормы, регулирующих организацию органов работы с молодежью в России; применять нормативно-правовые документы, регулирующие функционирование федеральных и региональных программ с молодежью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками анализа нормативных актов, регулирующих отношения в различных сферах жизнедеятельности, навыками реализации и защиты своих прав, юридической терминологией в профессиональной деятельности по работе с молодежью; практическими навыками взаимодействия с организациями, представляющих интересы молодежи; практическими навыками работы с правовыми документами; навыками применения нормативных правовых актов при решении практических задач в области работы с молодежью.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конституционно-правовые основы статуса человека и гражданина в Российской Федерации
1.1. Конституционно-правовой статус личности Лекции 7 1 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.2. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина Лекции 7 1 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.3. Система конституционных прав и свобод человека и гражданина Практические 7 2 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина Практические 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Законодательство Российской Федерации по защите прав и свобод
2.5. Способы защиты прав и свобод молодежи в РФ Лекции 7 2 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.6. Судебная и внесудебная защита прав молодежи Практические 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Международное законодательство по защите прав детей и молодежи
3.7. Международно-правовые формы защиты прав и свобод детей и молодежи Лекции 7 2 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
3.8. Основные международные документы в области прав детей и молодежи Практические 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Становление ювенального права в Российской Федерации
4.9. Система ювенального права Лекции 7 2 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.10. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних Практические 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.11. Нормативно-правовые акты администрации Алтайского края, направленные на профилактику безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков Практические 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.12. Законодательства различных отраслей о молодежи Лекции 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.13. Законодательства различных отраслей о молодежи Практические 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.14. Правовое регулирование профессиональной деятельности в области молодежной политики и работы с молодежью Лекции 7 2 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.15. Правовое регулирование профессиональной деятельности в области молодежной политики и работы с молодежью Практические 7 4 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.16. Правовые основы работы с молодежью Сам. работа 7 37 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1
4.17. Правовые основы работы с молодежью Экзамен 7 27 ОК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Конюхова, И. А. Алешкова. Конституционное право Российской Федерации: учебник : Конституционное право Российской Федерации: учебник Юрайт, , 2018 www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. А. Стерлядева Правовые основы работы с молодежью: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2416
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС «Консультант Плюс»
Э2 СПС «Гарант»
Э3 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
Э4 ЭБС издательства «Лань»
Э5 ЭБС «Университетская библиотека online»
Э6 Курс в Moodle «Правовые основы работы с молодежью» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1008
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий:
Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rubricon.ru/ - Крупнейший энциклопедический ресурс ИнтернетаАдминистративно-управленческий портал: http://www.aup.ru/
Электронная библиотека: http://do.gendocs.ru
Электронная библиотека eLIBRARY.RU

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.