Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.03. Организация работы с молодежью |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_03_ОРсМ-3-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 45 | 45 | 45 | 45 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.
1.1. | Сформировать понимание важности этической оценки деятельности, способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации деятельности специалиста по работе с молодежью |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-2 | способностью осознать социальную значимость своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность |
ОПК-3 | готовностью необходимости и способность к непрерывному профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию в течение всей жизни |
ОПК-4 | готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ПК-1 | способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике |
ПК-12 | Владением навыками организации информационного обеспечения решения задач молодежной политики |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные этические молодежные проблемы в различных областях. Способы решения этических молодежных проблем, опираясь на библиографическую культуру. Возможности информационно-коммуникационных технологий в сфере решения молодежных этических и нравственных проблем. Основные и инновационные компоненты информационной культуры. Критерии социальной значимости своей профессии, в профессионально-этическом контексте, основные факторы, тенденции и закономерности этических процессов на международном и национальном уровнях; источники информации об этике в контексте работы с молодежью. Базовые и инновационные способы сбора и систематизации научной информации в контексте этических принципов работы в коллективе. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Анализировать основные этические молодежные проблемы, а также планировать организационные решения, способствующие их решению. Осуществлять оценку своей деятельности с точки зрения этических требований. Использовать на практике знания в области взаимодействия, психологии общения, этики. Реализовать знания этики в практической деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Оценивать социальную значимость своих профессиональных решений с учетом этичности поведения, принимать этичные организационные решения в контексте профессиональных задач. Систематизировать научную информацию с целью реализации этичного поведения в коллективе, решения разнообразных профессиональных задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками изучения проблем нарушения этики, включая в свой жизненный опыт, навыками формирования ответственного решения возникающих профессионально-этических проблем. Поиска решений профессиональных задач с учетом соблюдения требований профессиональной этики. Навыками сбора и систематизации научной информации в оценке нарушений этики в работе с коллективами, использует для решения разнообразных профессиональных задач. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специфика профессионально-этической раьоты с молодежью | ||||||
1.1. | Этика как наука | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1 |
1.2. | Профессиональная этика организатора работы с молодежью | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1 |
1.3. | Личностно-нравственные качества работника | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1 |
1.4. | Профессионально-этические кодексы работников различных стран | Лекции | 3 | 2 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1 |
1.5. | Социально-психологическая компетентность организатора работы с молодежью | Практические | 3 | 6 | ОПК-2, ОПК-3, ПК-1, ПК-12 | Л1.1 |
1.6. | Пути повышения эффективности общения организатора работы с молодежью с клиентом | Практические | 3 | 6 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1 |
1.7. | Личностно-нравственные качества работника | Практические | 3 | 6 | ОПК-4, ПК-1, ПК-12 | Л1.1 |
1.8. | Профессиональные роли и обязанности организатора работы с молодежью. | Практические | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4 | Л1.1 |
1.9. | Профессиональные ценности организации работы с молодежью. | Сам. работа | 3 | 6 | ОПК-2, ОПК-3 | Л1.1 |
1.10. | Профессиональный долг организатора работы с молодежью. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике организации работы с молодежью. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-3 | Л1.1 |
1.11. | Толерантность как принцип работы. Деонтология работы. | Сам. работа | 3 | 10 | Л1.1 | |
1.12. | Этикетные правила в практике организации работы с молодежью. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России. Особенности отношений в организации работы с молодежью. | Сам. работа | 3 | 10 | ОПК-2, ОПК-4, ПК-1, ПК-12 | Л1.1 |
1.13. | Основные категории и разделы этики. Основные принципы поведения и облика организатора работы с молодежью. Этические обязательства организатора работы с молодежью перед клиентами | Сам. работа | 3 | 9 | Л1.1 | |
1.14. | Экзамен | 3 | 27 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ Практические задания 1. Выделите и проранжируйте профессиональные ценности специалиста по работе с молодежью и социального работника 2. Опишите необходимые профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника. 3. Охарактеризуйте специфику делового общения в практике социальной работы и организации работы с молодежью. 4. Сформируйте нарушения этического кодекса делового общения в работе специалиста по ОРМ. 5. Приведите примеры понятия социально-психологического пространства и его роли в общении. 6. Опишите специфику структуру и функции общения специалиста по ОРМ. Теоретические вопросы 7. Социальные нормы: их роль в профессиональном общении. 8. Этические кодексы социальных работников различных стран. 9. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.). 10. Вербальные средства общения и профессиональный этикет. 11. Невербальные средства общения и профессиональный этикет. 12. Модели общении, их применение в профессиональной деятельности. 13. Межличностное общении и этикет. 14. Деловой этикет специалиста по работе с молодежью, социального работника. 15. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса. 16. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента. 17. Пути повышения эффективности профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника. 18. Социально-психологические барьеры в общении и этикет. 19. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью. 20. Принципы социальной работы и личность профессионала. 21. История становления этических традиций на Руси. 22. Национальный фактор в истории нравственности. 23. Национальные особенности делового общения. 24. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника. 25. Нормы морали и социальная работа. 26. История этических учений. 27. Профессиональный долг специалиста по работе с молодежью, социального работника. 28. Этика делового общения. 29. Этика профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника. 30. Культура этики общения. 31. Функции и значение этического кодекса для деятельности специалиста по социальной работе. 32. Профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника. 33. Профессиональные этические кодексы за рубежом. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Социально-психологические барьеры в общении. 2. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью. 3. Принципы социальной работы и личность профессионала. 4. История становления этических традиций на Руси. 5. Национальный фактор в истории нравственности. 6. Национальные особенности делового общения. 7. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника. 8. Нормы морали и социальная работа. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Представлен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. | Этические основы социальной работы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | СКФУ, 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office www.openoffice.org/ru/liscence.html Mozila FireFox https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/ Chrome https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Научная электронная библиотека – www.e-library.ru Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» – http://e.lanbook.com/ «Университетская библиотека онлайн» – http://www.biblioclub.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы; - при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. |