МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профессионально-этические основы работы с молодежью
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профессионально-этические основы работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать понимание важности этической оценки деятельности, способствовать овладению теоретическими и практическими основами этической регламентации деятельности специалиста по работе с молодежью

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-7: Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
ПК-9: Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные этические молодежные проблемы в различных областях.
Способы решения этических молодежных проблем, опираясь на библиографическую культуру. Возможности информационно-коммуникационных технологий в сфере решения молодежных этических и нравственных проблем. Основные и инновационные компоненты информационной культуры. Критерии социальной значимости своей профессии, в профессионально-этическом контексте, основные факторы, тенденции и закономерности этических процессов на международном и национальном уровнях; источники информации об этике в контексте работы с молодежью. Базовые и инновационные способы сбора и систематизации научной информации в контексте этических принципов работы в коллективе.
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализировать основные этические молодежные проблемы, а также планировать организационные решения, способствующие их решению. Осуществлять оценку своей деятельности с точки зрения этических требований. Использовать на практике знания в области взаимодействия, психологии общения, этики. Реализовать знания этики в практической деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Оценивать социальную значимость своих профессиональных решений с учетом этичности поведения, принимать этичные организационные решения в контексте профессиональных задач.
Систематизировать научную информацию с целью реализации этичного поведения в коллективе, решения разнообразных профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками изучения проблем нарушения этики, включая в свой жизненный опыт, навыками формирования ответственного решения возникающих профессионально-этических проблем.
Поиска решений профессиональных задач с учетом соблюдения требований профессиональной этики. Навыками сбора и систематизации научной информации в оценке нарушений этики в работе с коллективами, использует для решения разнообразных профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специфика профессионально-этической раьоты с молодежью
1.1. Этика как наука Лекции 3 4 ОК-6, ПК-5 Л1.1
1.2. Профессиональная этика организатора работы с молодежью Лекции 3 4 ОК-6, ПК-5, ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.3. Личностно-нравственные качества работника Практические 3 6 ОК-6, ПК-5, ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.4. Личностно-нравственные качества работника Лекции 3 4 ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.5. Профессионально-этические кодексы работников различных стран Лекции 3 2 ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.6. Социально-психологическая компетентность организатора работы с молодежью Практические 3 6 ОК-6, ПК-5, ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.7. Пути повышения эффективности общения организатора работы с молодежью с клиентом Практические 3 8 ОК-6, ПК-5 Л1.1
1.8. Профессиональные роли и обязанности организатора работы с молодежью. Практические 3 2 ОК-6, ПК-5, ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.9. Профессиональные ценности организации работы с молодежью. Сам. работа 3 6 ПК-5, ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.10. Профессиональный долг организатора работы с молодежью. Понятие общения в психологии. Роль общения в практике организации работы с молодежью. Сам. работа 3 10 ОК-6, ПК-5, ПК-7 Л1.1
1.11. Толерантность как принцип работы. Деонтология работы. Сам. работа 3 10 Л1.1
1.12. Этикетные правила в практике организации работы с молодежью. Основные принципы профессионально-этического кодекса социальных работников в России. Особенности отношений в организации работы с молодежью. Сам. работа 3 10 ПК-7, ПК-9 Л1.1
1.13. Основные категории и разделы этики. Основные принципы поведения и облика организатора работы с молодежью. Этические обязательства организатора работы с молодежью перед клиентами Сам. работа 3 9 Л1.1
1.14. Экзамен 3 27 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Практические задания
1. Выделите и проранжируйте профессиональные ценности специалиста по работе с молодежью и социального работника
2. Опишите необходимые профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника.
3. Охарактеризуйте специфику делового общения в практике социальной работы и организации работы с молодежью.
4. Сформируйте нарушения этического кодекса делового общения в работе специалиста по ОРМ.
5. Приведите примеры понятия социально-психологического пространства и его роли в общении.
6. Опишите специфику структуру и функции общения специалиста по ОРМ.
Теоретические вопросы
7. Социальные нормы: их роль в профессиональном общении.
8. Этические кодексы социальных работников различных стран.
9. Процесс восприятия человека человеком (концепция Бодалева А.А.).
10. Вербальные средства общения и профессиональный этикет.
11. Невербальные средства общения и профессиональный этикет.
12. Модели общении, их применение в профессиональной деятельности.
13. Межличностное общении и этикет.
14. Деловой этикет специалиста по работе с молодежью, социального работника.
15. Профессиональное общение с человеком, находящимся в состоянии психологического кризиса.
16. Проблема взаимодействия практика социальной работы и клиента.
17. Пути повышения эффективности профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника.
18. Социально-психологические барьеры в общении и этикет.
19. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью.
20. Принципы социальной работы и личность профессионала.
21. История становления этических традиций на Руси.
22. Национальный фактор в истории нравственности.
23. Национальные особенности делового общения.
24. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника.
25. Нормы морали и социальная работа.
26. История этических учений.
27. Профессиональный долг специалиста по работе с молодежью, социального работника.
28. Этика делового общения.
29. Этика профессионального общения специалиста по работе с молодежью, социального работника.
30. Культура этики общения.
31. Функции и значение этического кодекса для деятельности специалиста по социальной работе.
32. Профессионально важные качества специалиста по работе с молодежью, социального работника.
33. Профессиональные этические кодексы за рубежом.

5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Социально-психологические барьеры в общении.
2. Этические дилеммы в практике социальной работы и работе с молодежью.
3. Принципы социальной работы и личность профессионала.
4. История становления этических традиций на Руси.
5. Национальный фактор в истории нравственности.
6. Национальные особенности делового общения.
7. Профессиональное общение специалиста по работе с молодежью и социального работника.
8. Нормы морали и социальная работа.
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коныгина М. Н., Горлова Е. Б. Этические основы социальной работы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов СКФУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=457393
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека – www.e-library.ru
Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» – http://e.lanbook.com/
«Университетская библиотека онлайн» – http://www.biblioclub.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.