Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 55 |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_С-4-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 184 | 184 | 184 | 184 |
Часы на контроль | 8 | 8 | 8 | 8 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 55
Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор С.Г. Максимова
1.1. | Формирование целостной системы представлений основных о психодиагностике и психометрике, повышение уровня компетентности в использовании психодиагностических методов, развитие навыков конструирования тестовых психологических методик. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные методические, этические, профессиональные принципы психодиагностики как сферы социальной и психологической практики. Методики для изучения особенностей личности, характера и темперамента, интеллекта, их назначение и процедуры проведения. Основы теории измерения и математической статистики, назначение, содержание диагностических шкал, тестовые нормы психодиагностических методик. Теоретико-методологические и организационно- методические основы создания психологического теста, отечественные и зарубежные концепции личности, концепцию психического свойства в психодиагностике. Этапы создания тестовых методик, представления об этапе стандартизации и валидизации теста, его адаптации и расчета тестовых норм. Принципы получения и использования психодиагностической информации, этические проблемы психологической диагностики. Осознавать проблемы профессионализма специалистов, последствия некорректного применения психодиагностических методов, важность защиты психодиагностических методов от некорректного использования, в том числе для манипулирования сознанием. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять свои способности к самоорганизации и самообразованию при разработке инструментария, проведении опроса, создании базы эмпирических данных по результатам проведения психологической диагностики. Уметь проводить первичный анализ психодиагностической шкалы, ее соответствия виду нормального распределения, проверять гипотезы о взаимосвязи с другими шкалами тестов, оценивать валидность и надежность инструмента. Уметь компетентно подобрать психодиагностический инструментарий, исходя из задач диагностирования, валидности и надежности метода. Умеет организовывать процесс диагностирования, создавать условия для наиболее эффективной диагностики, в том числе для самообразования. Уметь применять математические методы для анализа выбранного свойства личности, использовать их для построения математической модели и ее описания. Умеет обосновывать использование методов математического анализа и моделирования для проведения экспериментального исследования личностного свойства и конструирования психологического теста. Использовать полученные знания и умения в процессе самообразования для улучшения самоорганизации. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками организации, проведения и анализа результатов исследования структуры личности с определенными свойствами, разработки психодиагностического инструментария; навыками анализа психодиагностических данных, выявления взаимосвязей и статистической зависимости между различными шкалами, проверки надежности и валидности теста, расчета тестовых норм; навыками анализа результатов психометрических исследований и их использования для оценки эффективности психодиагностических методов, возможностей и ограничений их использования, в том числе для самоорганизации и саморазвития. Применять полученные навыки для проведения теоретических и экспериментальных исследований в своей профессиональной деятельности, используя способности к самоорганизации и самообразованию. Владеть навыками комплексной интерпретации результатов диагностирования по нескольким методикам, составления общей диагностической картины обследуемого, в том числе себя, разрабатывать предложения и рекомендации по использованию результатов диагностики для устранения недостатков и развития достоинств. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическая диагностика как сфера социальной практики | ||||||
Раздел 2. Теоретико-методологические основания психологической диагностики | ||||||
2.1. | Введение в курс "Психодиагностика" | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Определение понятия «психическое свойство» в психодиагностике | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Концепции личности как концептуальной основание психологической диагностики | Лекции | 4 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Психологическая диагностика с использованием тестов «Черты характера и темперамента», MMPI, «Потребность в достижении», «Потребность в общении» | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Психологическая диагностика с использованием тестов «Самоактуализационый тест», «Опросник EPQ Г.Айзенка», «Шестнадцать личностных факторов Р.Кеттела», «Тест интеллекта Г. Айзенка» | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Методы психодиагностики | ||||||
3.1. | Проблемы методологии психологического исследования | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Методы психологической диагностики | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Психологическая диагностика с использованием тестов «Методика исследования тревожности Ч. Спилбергера», «Тест социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда». | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Знакомство с программой SPSS. Создание и редактирование файлов. Психологическая диагностика с использованием тестов «Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу», «Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Структура диагностического процесса | ||||||
4.1. | Создание базы данных на основе результатов тестирования. | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Разработка оснований для индивидуального проекта по созданию учебного психологического теста: определение выбранной для диагностирования черты, формулирование контрольного вопроса для самооценки испытуемых. | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Подготовка отчета по исследованию психического свойства для зачета | Сам. работа | 4 | 66 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Психологический тест: принципы организации, классификация, психометрические требования | ||||||
5.1. | Тест как стандартизированное измерение | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Характеристики эффективных тестовых методик | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Адаптация вопросов теста MMPI с учетом особенностей выборки, на базе которой разрабатывается индивидуальный тестовый проект. Создание базы данных адаптированных вопросов | Практические | 4 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Технология конструирования тестовых диагностических методик | ||||||
6.1. | Основные статистические понятия, используемые в психометрической практике | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Статистические гипотезы и критерии | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Технология разработки тестовых методик | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Этапы стандартизации теста | Лекции | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Современные проблемы психодиагностики | ||||||
7.1. | Опрос респондентов с помощью созданного учебного теста. Определение тестовых норм. Ввод данных тестирования в программе SPSS | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Установление валидности созданного теста. Проведение факторного анализа результатов тестирования выбранной черты и экспертного опроса и данных тестирования с помощью тестов ЧХТ и MMPI | Практические | 4 | 1 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
7.3. | Установление валидности созданного теста. Проведение факторного анализа результатов тестирования выбранной черты и экспертного опроса и данных тестирования с помощью тестов ЧХТ и MMPI | Практические | 4 | 2 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
7.4. | Подготовка итогового отчета по индивидуальному учебно-исследовательскому проекту. Подготовка презентации результатов учебно-исследовательского проекта | Сам. работа | 4 | 118 | ОК-7 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крыштановский, А.О. | Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS: учеб. пособие для вузов | Москва, 2007 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=445561 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Немов Р.С. | Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник | ВЛАДОС, 2016 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс "Психодиагностика" на Образовательном портале АлтГУ | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Психологическая диагностика: вопросы теории и практики | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office. Программное обеспечение для математико-статистического анализа данных IBM SPSS Statistics. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Курс "Психодиагностика" реализован в системе Moodle, ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=675 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения Студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 10-12 листов в рукописном варианте или 9-10 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала). Структура контрольной работы Контрольная работа состоит из 2-х частей: 1. Выбрать свойство личности самостоятельно с учетом интересов студентов и по согласованию с преподавателем. Найти определения выбранного свойства (не менее 3) с указанием авторов. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты). Сформулировать собственное определение на базе изученных определений и дать обоснование данного выбора определения. 2. Определить методики или шкалы тестов по оценке выбранного свойства из предложенных тестов. Перечень тестов |