МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психологические основы работы с молодежью
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 94
самостоятельная работа 95
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3
курсовая работа: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26 52 52
Практические 20 20 22 22 42 42
Сам. работа 26 26 69 69 95 95
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Психологические основы работы с молодежью

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование профессиональной позиции, основанной на признании ценности и уникальности человеческой личности; расширение системы знаний о личности и индивидуальности как психологическом феномене; углубление представлений о современных исследованиях в сфере исследования личности, явлений сознания и самосознания, мышления и волевой регуляции; формирование представлений о современных социокультурных условиях психического развития человека и становления личности молодого человека; развитие психологической культуры; актуализация потребности в личностном росте, раскрытии своей индивидуальности; формирование навыков обеспечения психологического сопровождения молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-9: Готовностью к поддержке актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления современных психологических исследований молодежи; особенности психических процессов и состояний личности в период юношества.
требования к психологическим знаниям специалиста в области организации работы с молодежью. Понимать необходимость всестороннего личностного и профессионального развития.
психологические теории адаптации личности в группе.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять на практике психологическое сопровождение молодежи с учетом ее социального положения и рода занятий.
использовать возможности для совершенствования своих психологических умений и навыков.
анализировать психологические факторы межличностных конфликтов в молодежной среде.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками диагностики психологических характеристик молодых людей, выявления психологических проблем и конфликтов, коррекции неоптимальных моделей поведения и установок; организации работы психологической службы.
навыками самообразования.
навыками индивидуальной и групповой психологической работы с различными категориями молодежи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая проблематика исследования личности
1.1. Человеческий субъект как личность. Теории личности Лекции 3 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.2. Человеческий субъект как личность. Теории личности Практические 3 2 ОК-6, ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Молодежь как предмет психологического знания Практические 3 2 ОК-6, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Зарубежные теории личности Лекции 3 10 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.5. Зарубежные теории личности Практические 3 6 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.6. Отечественные теории личности Лекции 3 6 ОК-6 Л2.1, Л1.1
1.7. Отечественные теории личности Практические 3 4 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.8. Развитие и становление личности в юношеском возрасте Лекции 3 6 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.9. Развитие и становление личности в юношеском возрасте Практические 3 6 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.10. Психологическая проблематика исследования личности Сам. работа 3 26 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Психологические состояния. Мотивационная и волевая сферы молодого человека. Психология индивидуальности
2.11. Психология индивидуальности Лекции 4 4 ОК-6 Л2.1, Л1.1
2.12. Психология темперамента Лекции 4 2 ОК-7 Л2.1, Л1.1
2.13. Психология темперамента Практические 4 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.14. Психология характера Лекции 4 2 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
2.15. Психология характера Практические 4 2 ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.16. Психология способностей Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.17. Психология способностей Практические 4 2 ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.18. Мотивация личности Лекции 4 2 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.19. Мотивация личности Практические 4 2 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
2.20. Психические состояния человека Лекции 4 2 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
2.21. Психические состояния человека Практические 4 2 ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
2.22. Психологические состояния. Мотивационная и волевая сферы молодого человека. Психология индивидуальности Сам. работа 4 29 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Сознание, мышление, рефлексия как предмет психологической практики
3.23. Сознание как способность к саморазвитию. Становление самосознания в юношеском возрасте4 Лекции 4 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
3.24. Сознание как способность к саморазвитию. Становление самосознания в юношеском возрасте Практические 4 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.25. Становление гендерной идентичности молодежи Лекции 4 2 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
3.26. Становление гендерной идентичности молодежи Практические 4 2 ОК-6, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.27. Психология личностного самоопределения молодежи Лекции 4 2 ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.28. Психология личностного самоопределения молодежи Практические 4 4 ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.29. Психология профессионального самоопределения Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.30. Психология профессионального самоопределения Практические 4 4 ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
3.31. Молодежь как субъект общественных и межличностных отношений Лекции 4 2 ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.32. Сознание, мышление, рефлексия как предмет психологической практики Сам. работа 4 40 ОК-6, ОК-7, ОПК-4, ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Билан М. А., Горбатова М. М. Психология молодежного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=278328
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Э.А., Каменец А.В., Урмина И.А. ПРАКТИКУМ "СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ" 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/43520C6A-8B78-4354-9465-6CECA9C28BEB
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.