МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26 52 52
Практические 28 28 28 28 56 56
Сам. работа 54 54 27 27 81 81
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом;
познакомить студентов с объектом и предметом психологической науки, основными закономерностями и механизмами психических процессов, состояний и свойств психики человека;
дать представления о теоретико-методологических и технологических проблемах, современной психологии;
сформировать научные представления о психических явлениях и психологических фактах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические, методологические и методические направления современных психологических исследований
особенности психических процессов и состояний личности
психологические теории адаптации личности в группе
особенности процессов самоорганизации и самообразования
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ психологических свойств, психических процессов и состояний
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию; критически анализировать информационные источники, научные тексты в области психологической самоорганизации и самообразования
анализировать психологические факторы способности к самоорганизации и самообразованию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самообразования в области формирования психологических свойств, состояний и психических процессов
навыками индивидуальной и групповой психологической работы с различными категориями населения
навыками диагностики психологических характеристик способности к самоорганизации и самообразованию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1 раздел. Теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии, личность как проблема общей психологии
1.1. Предмет и задачи психологии Лекции 3 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Предмет и задачи психологии Практические 3 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Мозговые механизмы психической деятельности Лекции 3 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методы психологического исследования Лекции 3 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Методы психологического исследования Практические 3 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Личность как центральная категория психологической науки Лекции 3 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Основные направления зарубежной психологии Лекции 3 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Основные направления зарубежной психологии Практические 3 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Отечественная психология: проблематика и теорети-ческие подходы Лекции 3 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Отечественная психология: проблематика и теорети-ческие подходы Практические 3 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Современные направления психологической практики Лекции 3 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Современные направления психологической практики Практические 3 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Перспективы и проблемы развития современной психологической науки Лекции 3 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Перспективы и проблемы развития современной психологической науки Практические 3 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии, личность как проблема общей психологии Сам. работа 3 54 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Психические процессы
2.16. Теоретико-методологические подходы в современной когнитивной психологии Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Сенсорно-перцептивные психические процессы Лекции 4 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Сенсорно-перцептивные психические процессы Практические 4 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Внимание Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.20. Внимание Практические 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.21. Интеллектуально-регуляторные психические процессы Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.22. Память Лекции 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.23. Память Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.24. Воображение Лекции 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.25. Воображение Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.26. Мышление Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.27. Мышление Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.28. Человеческий интеллект Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.29. Человеческий интеллект Практические 4 4 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.30. Творчество и креативность Лекции 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.31. Творчество и креативность Практические 4 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.32. Психические процессы Сам. работа 4 27 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения
Приложение 1.   ФОС Психология ОРМ_3.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.С. Немов Общая психология : учебник М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771
Л1.2 А.И. Кравченко Общая психология : учебное пособие М. : Проспект, 2011 ://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251783
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
Э2 Психологический портал МГУ http://flogiston.ru/
Э3 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э5 «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал http://psystudy.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.