МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-23-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 183
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор социологических наук, профессор, Максимова Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.02 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать у студентов теоретико-методологическую базу для усвоения всех последующих психологических и специальных дисциплин, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом;
познакомить студентов с объектом и предметом психологической науки, основными закономерностями и механизмами психических процессов, состояний и свойств психики человека;
дать представления о теоретико-методологических и технологических проблемах, современной психологии;
сформировать научные представления о психических явлениях и психологических фактах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические, методологические и методические направления современных психологических исследований
особенности психических процессов и состояний личности
психологические теории адаптации личности в группе
особенности процессов самоорганизации и самообразования
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять анализ психологических свойств, психических процессов и состояний
логически выстраивать последовательную содержательную аргументацию; критически анализировать информационные источники, научные тексты в области психологической самоорганизации и самообразования
анализировать психологические факторы способности к самоорганизации и самообразованию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками самообразования в области формирования психологических свойств, состояний и психических процессов
навыками индивидуальной и групповой психологической работы с различными категориями населения
навыками диагностики психологических характеристик способности к самоорганизации и самообразованию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1 раздел. Теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии, личность как проблема общей психологии
1.1. Предмет и задачи психологии Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Предмет и задачи психологии Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Мозговые механизмы психической деятельности Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Методы психологического исследования Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Личность как центральная категория психологической науки Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Основные направления зарубежной психологии Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Основные направления зарубежной психологии Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Отечественная психология: проблематика и теоретические подходы Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Современные направления психологической практики Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Перспективы и проблемы развития современной психологической науки Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Теоретико-методологические основы становления и развития современной психологии, личность как проблема общей психологии Сам. работа 2 54 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. 2. Психические процессы
2.12. Теоретико-методологические подходы в современной когнитивной психологии Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Сенсорно-перцептивные психические процессы Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Внимание Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Интеллектуально-регуляторные психические процессы Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.16. Память Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.17. Память Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.18. Воображение Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.19. Мышление Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.20. Мышление Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.21. Человеческий интеллект Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.22. Творчество и креативность Сам. работа 2 8 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.23. Человеческий интеллект Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.24. Творчество и креативность Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.25. Психические процессы Сам. работа 2 27 ОК-7 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р.С. Немов Общая психология : учебник М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008 //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771
Л1.2 А.И. Кравченко Общая психология : учебное пособие М. : Проспект, 2011 ://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251783
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/DD8AF70A-93A8-4BEF-AB94-CD25D5840550
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru/
Э2 Психологический портал МГУ http://flogiston.ru/
Э3 Научная электронная библиотека www.e-library.ru
Э4 Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» http://e.lanbook.com/
Э5 «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru/
Э6 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал http://psyjournal.ru/
Э7 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей http://www.voppsy.ru/
Э8 Психологические исследования – электронный журнал http://psystudy.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий Microsoft Office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.