МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.01. Социология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-5-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 125
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 125 125 125 125
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Юридическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 СОЦИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1328)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.01.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.01.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение юридической психологии как научной и прикладной дисциплины, изучение проявлений и использования психологических закономерностей в сфере правового регулирования и юридической деятельности, формирование у студентов развитого профессионального правосознания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.15

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ключевые понятия юридической психологии, структуру дисциплины, психологическую составляющую юридической деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать юридические категории, явления и ситуации с психологической точки зрения, использовать знания по юридической психологии в профессиональной деятельности, уметь формулировать цели и ставить задачи научных исследований в области юридической психологии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями о методах психологического анализа юридической информации и навыками разработки рекомендаций по повышению психологической эффективности юридической деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Общая характеристика юридической психологии как науки Лекции 3 2 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Общая характеристика юридической психологии как науки Практические 3 0,5 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.3. Общая характеристика юридической психологии как науки Сам. работа 3 15 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.4. Актуальные проблемы правовой психологии Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.5. Актуальные проблемы правовой психологии Практические 3 0,5 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.6. Актуальные проблемы правовой психологии Сам. работа 3 15 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.7. Основы криминальной психологии Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.8. Основы криминальной психологии Практические 3 1 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.9. Основы криминальной психологии Сам. работа 3 15 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.10. Психология юридического труда Практические 3 0,5 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.11. Психология юридического труда Сам. работа 3 10 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.12. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности Лекции 3 1 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.13. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности Практические 3 0,5 ПК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.14. Психология в следственной и оперативно-розыскной деятельности Сам. работа 3 20 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.15. Основы судебной психологии. Судебно – психологическая экспертиза Практические 3 0,5 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.16. Основы судебной психологии. Судебно – психологическая экспертиза Сам. работа 3 20 ПК-1 Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.17. Основы пенитенциарной психологии Лекции 3 1 ПК-1 Л1.1, Л2.3
1.18. Основы пенитенциарной психологии Сам. работа 3 30 ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3
1.19. Основы пенитенциарной психологии Практические 3 0,5 ПК-1 Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
находится в ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
находится в ФОС
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Романов В.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Нагаев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы: учебное пособие М.: Издатель: Юнити-Дана, 2015 ЭБС “Университетская библиотека online”
Л2.2 Смирнов В.Н., Петухов Е.В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 ЭБС “Университетская библиотека online”
Л2.3 Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Э7 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э8 Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э9 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Теоретические занятия (лекции)
Задача лекционного курса состоит в том, чтобы сформировать представления об основах юридической психологии, нацелить студентов на самостоятельную работу по углублению знаний по данной дисциплине и освоение дополнительных тем курса, а также на ознакомление с научной и учебной литературой по данному курсу.
По содержанию лекции носят обзорный характер с выделением учебных проблем, их краткой характеристикой и обозначением путей их рассмотрения.
2. Практические (семинарские) занятия
Используются такие формы семинарских занятий как сообщения, дискуссия, решение ситуационных учебных задач.
3. Методические модели процесса обучения
На семинарских занятиях по дисциплине «Юридическая психология» применяются следующие методики:
Устный опрос и письменный экспресс-контроль – с целью определения знаний студентов. Подготовка сообщений (докладов) по отдельным вопросам темы семинара, свободная дискуссия – с целью закрепления и углубления знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов.
Решение ситуационных учебных задач в ходе семинарского занятия – с целью активизации мыслительной деятельности.
Каждая тема, предлагаемая на семинар (практическое занятие) начинается с обсуждения теоретических вопросов, то есть с выяснения степени освоения студентами основных понятий и категорий. Эти вопросы не дублируют полностью лекции, а формулируются таким образом, чтобы сконцентрировать внимание студентов на наиболее важных и трудных для усвоения проблемах данной темы.
Методика проверки теоретических знаний может быть различной: назначение докладчиков и содокладчиков, групповая беседа без предварительного выступления докладчика и т.д. Главная задача этой части занятий состоит в развитии у слушателей навыков осмысления правовых и психологических понятий и категорий. Основное содержание второй – практической части занятий составляет решение предлагаемых ситуационных задач (казусов).
4. Самостоятельная работа
Студенты должны самостоятельно изучать вопросы, которые включены в программу, но не выносятся на аудиторные занятия, а также самостоятельно расширять и углублять свои знания по всем остальным вопросам теории государства и права. Для эффективного прохождения теоретической части дисциплины и приобретения необходимых практических навыков целесообразна и необходима подготовка к занятиям с использованием нормативно-правового и методического материала.