МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология деструктивного развития личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 9 45 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О. ;

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент , Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология деструктивного развития личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является ориентированность на формирование у студента целостного представления об агрессии, которая в свою очередь, в широком значении, является неотъемлемым компонентом любой деятельности и изучить акцентуации характера в подростковом возрасте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-4 готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-5 Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-7 Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические и практические аспекты агрессии, о влиянии разнообразных факторов на агрессию, условий становления агрессивности личности, факторы становления и развития поведенческих и личностных отклонений у подростков и юношей; основные источники формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях; выделять лиц группы риска; анализировать появления молодежных проблем в современном социуме, корректирует их решения в профессиональной сфере;
формировать организационные решения для устранения причин различных проблем в молодежной среде; применять системно-комплексный подход к анализу акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализом механизмов регулирования деструктивного развития личности;
способностью к предупреждению агрессивного поведения; осуществлять контроль развития акцентуаций характера и управлять их поведенческими проявлениями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Агрессия в структуре деятельности личности
1.1. Структура деятельности личности Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Структура деятельности личности Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Общее понятие об агрессии и основные теории аргессии Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Деятельность и агрессия: общее представление Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Внутренние и внешние факторы агрессии Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.6. Внутренние и внешние факторы агрессии Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Методы изучения агрессии и агрессивности Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.8. Исследование агрессии: теории и методы Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.9. Структура и виды агрессии Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.10. Структура и виды агрессии Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.11. Методы коррекции агрессии Сам. работа 5 5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Акцентуации характера в подростковом возрасте
2.1. Базисные понятия психологии акцентуаций (личность, характер) Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
2.2. Основные подходы к определению личности и характера Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Особенности подросткового возраста Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Особенности подросткового возраста Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Общая характеристика акцентуаций характера у подростков Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Общая характеристика акцентуаций характера у подростков Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.7. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.8. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.9. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.10. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.11. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.12. Гипертимный и циклоидный типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.13. Лабильный и астеноневротический типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.14. Сенситивный и психостенический типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.15. Шизоидный и эпилептоидный типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.16. Истероидный и неустойчевый типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.17. Конформный и смешанные типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.18. Работа с акцентуациями характера у подростков Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1
2.19. Экзамен 5 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Будич Н. Ю. Психологическая коррекция личностного самоопределения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2010 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э3 Электронная база данных «Scopus» www.scopus.com
Э4 Психологический портал МГУ flogiston.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий MicrosoftOffice.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.