МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология деструктивного развития личности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 45 9 45 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 72 108 72

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О. ;

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент , Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология деструктивного развития личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является ориентированность на формирование у студента целостного представления об агрессии, которая в свою очередь, в широком значении, является неотъемлемым компонентом любой деятельности и изучить акцентуации характера в подростковом возрасте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
ПК-7: Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические и практические аспекты агрессии, о влиянии разнообразных факторов на агрессию, условий становления агрессивности личности, факторы становления и развития поведенческих и личностных отклонений у подростков и юношей; основные источники формирования акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3.2.Уметь:
3.2.1.проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях; выделять лиц группы риска; анализировать появления молодежных проблем в современном социуме, корректирует их решения в профессиональной сфере;
формировать организационные решения для устранения причин различных проблем в молодежной среде; применять системно-комплексный подход к анализу акцентуаций характера в подростковом возрасте.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализом механизмов регулирования деструктивного развития личности;
способностью к предупреждению агрессивного поведения; осуществлять контроль развития акцентуаций характера и управлять их поведенческими проявлениями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Агрессия в структуре деятельности личности
1.1. Структура деятельности личности Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.2. Структура деятельности личности Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.3. Общее понятие об агрессии и основные теории аргессии Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.4. Деятельность и агрессия: общее представление Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.5. Внутренние и внешние факторы агрессии Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.6. Внутренние и внешние факторы агрессии Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.7. Методы изучения агрессии и агрессивности Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.8. Исследование агрессии: теории и методы Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.9. Структура и виды агрессии Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
1.10. Структура и виды агрессии Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
1.11. Методы коррекции агрессии Сам. работа 5 5 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Акцентуации характера в подростковом возрасте
2.12. Базисные понятия психологии акцентуаций (личность, характер) Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
2.13. Основные подходы к определению личности и характера Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.14. Особенности подросткового возраста Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
2.15. Особенности подросткового возраста Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.16. Общая характеристика акцентуаций характера у подростков Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1
2.17. Общая характеристика акцентуаций характера у подростков Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.18. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.19. Биологические и психологические основы нарушений поведения у подростков Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.20. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.21. Формы проявления нарушений поведения. Делинквентное поведение Практические 5 1 Л2.1, Л1.1
2.22. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1
2.23. Гипертимный и циклоидный типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.24. Лабильный и астеноневротический типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.25. Сенситивный и психостенический типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.26. Шизоидный и эпилептоидный типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.27. Истероидный и неустойчевый типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.28. Конформный и смешанные типы акцентуаций характера Практические 5 2 Л2.1, Л1.1
2.29. Работа с акцентуациями характера у подростков Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.1
2.30. Экзамен 5 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Будич Н. Ю. Психологическая коррекция личностного самоопределения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=232218
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковальчук М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2010 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691017568.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета http://elibrary.asu.ru/
Э2 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU https://elibrary.ru/
Э3 Электронная база данных «Scopus» https://www.scopus.com/
Э4 Психологический портал МГУ http://flogiston.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий MicrosoftOffice.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.