Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка |
---|---|
Направление подготовки | 45.03.01. Филология |
Профиль | Прикладная филология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 45_03_01_ПФ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 72 | 108 | 72 | 108 |
Итого | 108 | 144 | 108 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной филологии, литературы и русского языка
Протокол от 05.06.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.н. Чернышова Т.В.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Устное народное творчество» являются изучение закономерностей историко-фольклорного процесса, становления системы фольклорных жанров, поэтики произведений устного народного творчества в сравнении с творчеством литературным. Задачи: 1) познакомить студентов с основными жанрами русского фольклора, с их генезисом; 2) изучить художественную систему каждого жанра: круг образов, типы сюжетов, средства поэтического стиля народного творчества; 3) дать представление о взаимоотношениях фольклора с литературой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов |
ПК-7 | готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о методике собирательской работы русского бытующего фольклора; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | знать основные положения и концепции исследователей русского народного творчества в его исторической динамике; уметь определить жанр фольклорного произведения, круг его образности, соотносить факты устного народного творчества с культурологическими и историческими знаниями, полученными в рамках других дисциплин; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | анализа фольклорного текста в сравнении с текстом художественной литературы, а также навыками классификации фольклорных текстов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Лекционный курс | ||||||
1.1. | Введение | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2 |
1.2. | Календарная обрядовая поэзия | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2 |
1.3. | Семейная обрядовая поэзия | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2 |
1.4. | Малые жанры русского фольклора | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Сказки | Лекции | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2 |
1.6. | Несказочная проза. Предания | Лекции | 1 | 1 | Л1.3, Л1.2 | |
1.7. | Былины | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2, Л2.1 |
1.8. | Исторические песни | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.1 |
1.9. | Народная драма | Лекции | 1 | 1 | Л1.2 | |
1.10. | Лирические песни | Лекции | 1 | 2 | Л1.2 | |
Раздел 2. Практический курс | ||||||
2.1. | Календарный обрядовый фольклор | Практические | 1 | 4 | Л1.2 | |
2.2. | Семейная обрядовая поэзия | Практические | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2 |
2.3. | Волшебные сказки | Практические | 1 | 4 | Л1.2 | |
2.4. | Малые жанры русского фольклора | Практические | 1 | 4 | ОПК-3 | Л1.2 |
2.5. | Былины | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Героические былины киевского цикла. Новгородские былины | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л2.1 |
2.7. | Несказочная проза | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2 |
2.8. | Поэтика лирических песен и частушек | Практические | 1 | 2 | ОПК-3 | Л1.2 |
2.9. | Внеаудиторное чтение | Сам. работа | 1 | 35 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Подготовка к текущим занятиям | Сам. работа | 1 | 35 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Подготовка к экзамену | Сам. работа | 1 | 38 | ОПК-3 | Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. прилагаемый файл |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Капица Ф. С. Колядич Т. М. | Русский детский фольклор: Учебное пособие | М.: Флинта // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2011 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Соколов Ю.М. | Русский фольклор: | М.: МГУ // ЭБС «Университетская библиотека online», 2012., 2007 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Аникин В.П. | Устное народное творчество: учеб. для высш. проф. образования | М.: Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Селиванов Ф.М. | Поэтика былин в историко-филологическом освещении. Композиция, художественный мир, особенности языка: | М.: Круг, 2009 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Страница курса в системе «Moodle» //http://edu.asu.ru/foo/course/view.php?id=98 | |||
Э2 | Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика http://www.ruthenia.ru/folklore/?nocalendar=1 | |||
Э3 | Русский фольклор XIX-XX вв.: электронная книгаhttp://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000017/index.shtml - | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MicrosoftWindows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе изучения дисциплины студентам необходимо акцентировать внимание на том, что устное народное творчество – это особая разновидность народной культуры, принципиально отличный от литературы как письменного и авторского словесного искусства. На образовательном портале АлтГУ размещен курс «Устное народное творчество». Система Moodle (с англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), которая позволяет преподавателям размещать свои курсы как для поддержки очного обучения, так и для реализации дополнительных образовательных программ. Электронный учебно-методический курс углубляет содержание лекционного курса "Устное народное творчество" и способствует расширению общей эрудиции студента, позволяет организовать его самостоятельную работу. Для упрощения работы в ЭУМКД материал курса разделен по темам, в которых дается краткое содержание лекций, планы практических занятий, задания для самостоятельной работы по разделу. Также студентам рекомендованы авторитетные книги, статьи, фильмы, видео- и аудиоматериалы, что позволяет решать задачи накопления, систематизации и каталогизации информации. На портале размещены аудизаписи фольклорных произведений, позволяющие создать акустическую картину фольклора как живого бытующего явления. Для получения оценки "зачтено" по курсу студенту необходимо регулярно использовать материалы УЭМКД для подготовки к практическим занятиям, план которых размещен на портале. Студенты, имеющие пропуски аудиторных занятий, должны выполнить контрольный тест для допуска к зачету. Основные требования к написанию эссе Для гуманитарных дисциплин в целом задания со свободно конструируемым ответом имеют особое значение, т.к. позволяют проверить качественное овладение содержанием соответствующих курсов и сформированность сложных интеллектуально-коммуникативных умений. К их числу относятся умения создать связное письменное высказывание; формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли; приводить аргументы и контраргументы; делать выводы и подкреплять их примерами. В связи с этим особую значимость в курсе «Мифология» представляет написание эссе по проблемной теме. |