МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы психологии коммуникаций, как базы формирования эффективных навыков успешных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-10 Способностью осуществлять сбор и классификацию информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории и практики психологии коммуникации. Cпецифику коммуникаций в области межличностного и межкультурного взаимодействия, способы кооперации с коллегами. Коммуникативные нарушения в молодежной среде. Базовую и инновационную специфику коммуникаций в устной и письменной форме. Способы установления эффективных межличностных и межкультурных контактов в молодежной среде.
Базовые и инновационные основы сбора научной информации в области работы с молодежью
Всю совокупность определений и понятий, связанных с психологией коммуникаций в коллективах; теории и классификации коммуникативных процессов в коллективах. Способы использования полученной информации в профессиональной деятельности.
специфику эффективного написания обзоров и рефератов для решения профессиональных задач в области работы с молодежью
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснять социально-психологические феномены СМИ: информационные потоки, механизмы информационной манипуляции массовым сознанием. Эффективно использовать коммуникацию для межличностного и межкультурного общения, реализуя в контексте актуальных профессиональных задач.
Использовать эффективные средства коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для кооперации с коллегами, реализуя задачи профессии.
Собирать и систематизировать в необходимом профессиональном контексте научную информацию.
писать научно обоснованные рефераты и обзоры по молодежной тематике, реализуя актуальные профессиональные задачи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологического исследования феноменов коммуникации, техниками эффективного профессионального общения. Навыками эффективной кооперации с коллегами. Навыками эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия. Комплексными навыками по анализу механизмов регулирования коммуникаций в молодежной среде, решая актуальные профессиональные задачи.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологии коммуникаций
1.1. Предмет, методы и задачи курса «Психология коммуникации Лекции 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Общение и социальные отношения Лекции 2 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика межличностной коммуникации Лекции 2 4 ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.4. Психические процессы в коммуникациях Лекции 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Потребности, мотивы интересы в коммуникациях Практические 2 12 ОК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Массовая коммуникация как социально-психологическое явление Сам. работа 2 6 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.7. Психология процесса коммуникации Практические 2 6 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические модели убеждающего воздействия Практические 2 8 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Психологические эффекты массовых коммуникаций Сам. работа 2 4 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.10. Психология рекламы Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.11. Психология слухов и предрассудков Сам. работа 2 10 ОК-7, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Теоретические вопросы
1. Предмет, методы и задачи курса «психология коммуникации».
2 . Интерес как фактор коммуникации.
3. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации.
3. Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в обществе.
4. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.
5. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.
6. Опыт и воображение в МК.
7. Внушение и убеждение в МК.
8. Социально-психологические особенности отдельных видов МК.
9. Механизм («цепь») массовой коммуникации.
10. Особенности познавательных психических процессов в МК.
11. Особенности эмоционально-волевых процессов в МК.
12. Структура личности как база восприятия и обработки информации и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации.
13. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации.
14. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
15. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.
16. Нормальные и анормальные психические состояния в МК.
17. Психологические, языковые и социальные барьеры в МК.
18. Теории медиаэффектов
19. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне.
20. Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне.
21. Подражание, заражение, внушение. Симптомы огруппления мышления.
22. Психологические модели убеждающего воздействия.
23. ПР и пропаганда: сходство и различия (психологический и социально- психологический аспекты).
24. Способы влияния пропаганды на индивида и социальные группы.
25. Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды.
26. Манипулирование: природа, формы и механизмы.
27. Роль СМИ в пропаганде и агитации.
28. ПР и реклама: сходство и различия (психологический и социально- психологический аспекты.)
29. Психологическое воздействие в рекламе.
30. Психотехнология рекламного дела.
31. Психология рекламы в прессе.
32. Психология рекламы по телевидению.
33. Психология наружной рекламы.
34. Коммуникативная эффективность рекламы. Критерии эффективности рекламы.
35. Слух как СМИ. Природа и разновидности слухов.
36. Факторы циркуляции слухов. Борьба со слухами.
37. Каналы распространения слухов. Роль СМИ в распространении слухов.
38. Предрассудки и их разновидности.
39. Основные причины возникновения и распространения предрассудков
40. Слухи и предрассудки в ПР-деятельности.
41. Мода как социально-психологический феномен.
42. Психология творчества в коммуникационном процессе.
43. Творческие способности и творческое мышление
44. Методы активизации творческого мышления.
45. Психология творчества журналиста.
46. Психология творчества в ПР-деятельности.
47. Креативная психология в рекламном деле
48. Знаки, символы и эмблемы в коммуникационных процессах: место, роль, функции.
49. Психологические особенности политической символики и эмблематики.
50. Психологические особенности социокультурных символов и эмблем.
51. Психологические особенности коммерческой символики и эмблематики.
Практические задания
52. Приведите примеры символики и эмблематики в корпоративном имидже АлтГУ.
53. Выделите основные подходы, направления и методология в исследованиях массовой коммуникации
54. Приведите перечень методов для изучения психологических и социально-психологических аспектов массовой коммуникации.
55. Напишите краткое эссе «Коммуникатор: психологические аспекты изучения».
56. Приведите примеры типология аудитории, cегментации аудитории.
57. Проведите проективные методы в изучении аудитории.
58. Проанализируйте свое участие в фокус-группе, выделите особенности, достоинства и недостатки.
59. Проведите контент-анализ статьи в изучении массовой коммуникации.
60. Проведите анкетирование, интервью и тестирование в психологических исследованиях массовой коммуникации.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Аудитория как социально-психологический феномен.
2. Общая характеристика аудитории.
3. Типология аудитории.
4. Сегментация аудитории.
5. Мотивации и ожидания в механизме обращения к аудитории.
6. Структура личности как база восприятия информации.
7. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации.
8. Интерес как фактор коммуникации.
9. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации.
10. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.
11. Опыт и воображение.
12. Внушение и убеждение.
13. Психологические модели убеждающего воздействия.
14. Методы изучения аудитории.
15. Использование психологических механизмов в работе с аудиторией.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: Научные монографии Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office
www.openoffice.org/ru/liscence.html
Mozila FireFox
https://www.mozilla.org/en-US/legal/eula/
Chrome
https://www.chromium.org/chromium-os/licenses/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.