МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология коммуникаций
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015 г. № 1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы психологии коммуникаций, как базы формирования эффективных навыков успешных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-2: владением навыками проведения эмпирических исследований по молодежной тематике
ПК-10: Способностью осуществлять сбор и классификацию информации
ПК-11: Владением навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории и практики психологии коммуникации. Cпецифику коммуникаций в области межличностного и межкультурного взаимодействия, способы кооперации с коллегами. Коммуникативные нарушения в молодежной среде. Базовую и инновационную специфику коммуникаций в устной и письменной форме. Способы установления эффективных межличностных и межкультурных контактов в молодежной среде.
Базовые и инновационные основы сбора научной информации в области работы с молодежью
Всю совокупность определений и понятий, связанных с психологией коммуникаций в коллективах; теории и классификации коммуникативных процессов в коллективах. Способы использования полученной информации в профессиональной деятельности.
специфику эффективного написания обзоров и рефератов для решения профессиональных задач в области работы с молодежью
3.2.Уметь:
3.2.1.Объяснять социально-психологические феномены СМИ: информационные потоки, механизмы информационной манипуляции массовым сознанием. Эффективно использовать коммуникацию для межличностного и межкультурного общения, реализуя в контексте актуальных профессиональных задач.
Использовать эффективные средства коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для кооперации с коллегами, реализуя задачи профессии.
Собирать и систематизировать в необходимом профессиональном контексте научную информацию.
писать научно обоснованные рефераты и обзоры по молодежной тематике, реализуя актуальные профессиональные задачи.

Применять эффективные формы и методы коммуникаций
мотивировать себя к саморазвитию в области успешных коммуникаций
проводить эмпирические исследования в области коммуникаций
составлять информационные обзоры по проблемам коммуникаций в современном социуме
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Психологического исследования феноменов коммуникации, техниками эффективного профессионального общения. Навыками эффективной кооперации с коллегами. Навыками эффективного межличностного и межкультурного взаимодействия. Комплексными навыками по анализу механизмов регулирования коммуникаций в молодежной среде, решая актуальные профессиональные задачи.
Навыками установления межличностного и межкультурного взаимодействия, используя в работе с коллективами по решению молодежных проблем.
Навыками оценки и организации сбора научной информации, использует для решения значимых профессиональных задач.
Эффективными навыками успешной работы с информацией для решения профессиональных задач.

Навыками успешных деловых коммуникаций в профессиональной сфере
проведения эмпирических исследований в области проблем коммуникаций
самоорганизации в области успешных коммуникаций
диагностики коммуникативных затруднений среди молодежи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы психологии коммуникаций
1.1. Предмет, методы и задачи курса «Психология коммуникации» Лекции 8 4 ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.2. Общение и социальные отношения Лекции 8 4 ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика межличностной коммуникации Лекции 8 2 ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-10, ПК-11 Л1.1, Л2.1
1.4. Психические процессы в коммуникациях Практические 8 6 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Потребности, мотивы интересы в коммуникациях. Практические 8 6 ОК-7, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Массовая коммуникация как социально-психологическое явление Практические 8 8 ОК-7, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации Практические 8 6 ОК-7, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Потребности, мотивы, интересы Сам. работа 8 4 ПК-1, ПК-10 Л1.1, Л2.1
1.9. Массовая коммуникация как социальнопсихологическое явление Сам. работа 8 10 ОК-7, ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Аудитория массовой коммуникации Сам. работа 8 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Психологические модели убеждающего воздействия Сам. работа 8 10 ОК-7, ПК-1, ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.12. Психологические эффекты МК Сам. работа 8 2 ОК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439951
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: Научные монографии Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=439951
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.