МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 55
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-2-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 30 30 30 30
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель , Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 55

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систему представлений о теоретических подходах, методах психологии культуры.
Привить студентам навыки психологического анализа культурных феноменов и явлений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
ПК-7 Способностью вырабатывать организационные решения проблем в молодежной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теории и подходы в русле психологии культуры как области научного исследования; роль культурных факторов в процессе становления и самоопределения личности; отличительные черты современной культурной ситуации и её психологические следствия.
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять комплексный анализ психологического воздействия разнообразных культурных феноменов на личность и актуальную социальную ситуацию ее развития; создавать благоприятную среду для развития и самоактуализации личности с использованием средств культурного влияния; использовать знания в области психологии культуры для постоянного повышения своей личностной, социальной и профессиональной компетентности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами диагностики психологической составляющей влияния культуры на личность и ее поведение; навыками поиска, отбора и создания культурных артефактов с целью применения в психологической практике; методами развития личностного потенциала субъекта средствами культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология культуры
1.1. Предмет психологии культуры и смежные области гуманитарного знания Лекции 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологическое значение культурной символики Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.3. Искусство как фактор развития личности Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.4. Методы психологии культуры Лекции 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.5. Культура потребления и её психологические следствия Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы психологии культуры Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.7. Психологические функции и механизмы культуры Лекции 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические аспекты современной виртуальной культуры Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.9. Влияние виртуальной культуры на социализацию личности. Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.10. Культура повседневности как среда развития личности Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.11. Роль культурного фактора в психологическом развитии и становлении личности Лекции 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.12. Современный культурный плюрализм и проблема личностной идентичности Практические 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.13. Культурные детерминанты психологического здоровья личности Практические 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.14. Психологический анализ культурных феноменов Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.15. Современные каналы трансляции культурного влияния Лекции 3 4 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.16. Культурные артефакты в современной психологической практике Практические 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.17. Методы развития личностного потенциала средствами культуры Практические 3 2 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1
1.18. Роль культуры в формировании патологических поведенческих паттернов. Сам. работа 3 6 ПК-6, ПК-7 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ФОС прилагается.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС прилагается.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин Культурология: теория культуры : учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684847
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Андреев А. Н. Культурология. Личность и культура: Научные монографии Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Российская государственная библиотека - http://www.rsl.ru/
Э2 Психологический портал МГУ - http://flogiston.ru/
Э3 Научная электронная библиотека - www.e-library.ru
Э4 Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Э5 Вопросы психологии – каталог полнотекстовых статей - http://www.voppsy.ru/
Э6 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э7 Наше наследие – электронный журнал - http://www.rsl.ru/
Э8 Культура культуры – электронный журнал - http://cult-cult.ru/
Э9 Мир науки, культуры, образования – электронный журнал - http://www.uni-altai.ru/nir/scipub/mnko-mag/
Э10 «Артциклопедия» - каталог ссылок на сайты музеев мира - http://www.artcyclopedia.com/museums.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для просмотра документальных видеоматериалов: Media Player Classic Home Cinema.
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала: Microsoft office Power Point.

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.