МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология лидерства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 46
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 46 46 46 46
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Суртаева О.В.

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рабочая программа дисциплины
Психология лидерства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение знаний о психологических аспектах лидерства, знакомство с современными исследованиями лидерства, формирование навыков лидерского поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-3: владением навыками составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.исторические факторы становления психологии лидерства как научной области.
механизмы влияния лидера на психологический климат группы (коллектива). Понимать роль лидера при создании организационной культуры.
требования к лидерским умениям специалиста в области организации работы с молодежью. Понимать необходимость всестороннего личностного и профессионального развития.
лидерские компетенции, необходимые для разрешения конфликтов в группе, успешной адаптации новых членов в группе.
3.2.Уметь:
3.2.1.сопоставлять подходы к пониманию лидерства, возникшие в разные периоды развития данной дисциплины, в рамках различных научных школ.
использовать лидерские навыки в профессиональной деятельности.
использовать возможности для совершенствования своих лидерских качеств.
анализировать тип лидерства в молодежном объединении.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками кросскультурного анализа научных текстов по проблемам лидерства.
методиками развития собственного лидерского потенциала.
навыками самообразования.
навыками работы с лидерами молодежных объединений различной направленности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология лидерства
1.1. Сущность лидерства Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность лидерства Практические 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Лидеры и исполнители. Основные подходы Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Лидеры и исполнители. Основные подходы Практические 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Лидеры и исполнители. Основные подходы Сам. работа 6 14 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Поведенческий подход к лидерству Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Поведенческий подход к лидерству Практические 6 4 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Поведенческий подход к лидерству Сам. работа 6 14 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Лидерство в организации Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Лидерство в организации Практические 6 4 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Организационная культура и лидерство Лекции 6 2 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Организационная культура и лидерство Практические 6 4 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.13. Лидерство в организации Сам. работа 6 18 ОПК-4, ПК-1, ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ильин В.А. ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C2E11CDE-A6E0-42C9-BC15-71F94F5D075A
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Новичков В.И., Виноградова И.М., Коротун О.Н. Лидерство: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2017 https://e.lanbook.com/book/103768
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.