МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология риска
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., ст. преподаватель, Эбелинг Э.О.

Рецензент(ы):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рабочая программа дисциплины
Психология риска

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 20.10.2015г. №1173)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение комплексного представление об особенностях изучения риска, о видах риска, типологии, а также о предпосылках возникновения риска; представить психологические стороны риска и видах профилактики риска; методов его изучения и формах проявления в обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.11

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: способностью осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодежной проблематике
ПК-5: Способность выявлять проблемы в молодежной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействовать с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи, умением организовать информационное обеспечение молодежи по реализации молодежной политики, взаимодействие с молодежными средствами массовой информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.общие представления о психологии риска; общие понятия риска; основные исторические подходы к изучению риска; психологические основы общественных и межличностных отношений; ключевые проблемы в молодежной среде.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать значимые проблемы в молодежной среде; анализировать информацию о событиях и фактах с точки зрения деятельности в сфере организации работы с молодежью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками по сбору и систематизации научной информации по молодежной проблематике на практике; навыками получения статистической информации из различных типов источников (электронных, документальные и т.д.); практическими навыками организации работы с молодежью с учетом теоретических знаний психологии риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология риска
1.1. Риск как предмет психологического анализа Лекции 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Риск как научное понятие. Практические 6 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Риск как научное понятие. Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы риска Лекции 6 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы риска Практические 6 4 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы риска Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.7. Виды рисков Лекции 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.8. Виды рисков Практические 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.9. Виды рисков Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.10. Склонность к риску Лекции 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.11. Склонность к риску Практические 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.12. Восприятие и субъективная оценка степени риска Лекции 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.13. Восприятие и субъективная оценка степени риска Практические 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.14. Принятие рискованного решения Лекции 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.15. Готовность к риску и осуществление рискованного действия Лекции 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.16. Риск в поведении и деятельности Практические 6 2 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.17. Риск в поведении и деятельности Сам. работа 6 10 ПК-1, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
ФОС прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ФОС прилагается
5.3. Фонд оценочных средств
ФОС прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Грищенко Н.Б. Управление рисками и страхование: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://biblioclub.ru/
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Г. Бехманн ; пер. А.Ю. Антоновский, Г.В. Горохова, Д.В. Ефременко, В.В. Каганчук и др Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний : Москва : Логос, 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=84924
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 www.coe.int/youth - Директорат по делам молодежи и спорту Совета Европы
Э7 www.ec.europa.eu/youth – Европейская Комиссия и молодежь
Э8 www.eryica.org – Европейское Агентство Молодежной Информации и Консультаций
Э9 www.eurodesk.org – Европейский портал молодежной информации Eurodesk
Э10 www.europa.eu/youth – Европейский Молодежный Портал
Э11 www.eycb.coe.int – Европейский Молодежный Центр в Будапеште
Э12 www.salto-youth.net – Ресурсный центр SALTO
Э13 www.youthforum.org – Европейский Молодежный Форум
Э14 www.youth-partnership.net – Сотрудничество Совета Европы и Европейской Комиссии
Э15 www.youthrussia.ru – Национальный Совет молодежных и детских объединений России
Э16 www.youthweek.eu – Европейская Молодежная Неделя
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.