МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра психологии коммуникаций и психотехнологий
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_ОРсМ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 27
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 27 27 27 27
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.03.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №8)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра психологии коммуникаций и психотехнологий

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать становлению у студентов научных представлений о семье, семейных отношениях и формировать умения, необходимые для профессионального взаимодействия с семьей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7: способностью к самоорганизации и самообразованию
ОПК-4: готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе
ПК-6: Способностью планировать и организовывать работу в молодежных сообществах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные концепции изучения семьи отечественных и зарубежных исследователей, важнейшие особенности семейного взаимодействия на разных этапах функционирования семьи и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
Принципы, правила и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
Принципы, правила и методы сбора социально-психологической информации о семье, членах семьи и особенностях внутрисемейных отношений; методы и приемы диагностики внутрисемейных отношений.
Законы толерантных коммуникаций в разнообразных социальных, этнических, конфессиональных и культурных сообществах в контексте работы с семьей


3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами.
Применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы семьи и ее членов, а также причины негативного семейного функционирования и развития личности в семье.
Применять знания в своей профессиональной деятельности, опираясь на полученную информацию проектировать и реализовывать коррекционно-просветительскую, развивающую работу с молодежью.
Использовать знания по психологии семьи и основам консультирования в своей деятельности по работе с молодыми семьями в профессии
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Различными формами, методами, методиками, приемами работы с семьей.
Навыками моделирования и решения на модельном уровне профессиональных, научно-методических задач различного типа и уровней сложности. Навыками: разработки коррекционно-развивающих программ для детей и взрослых, направленных на преодоление трудностей связанных с особенностями семейного взаимодействия; психологического сопровождения семьи и отдельных членов семьи в ситуациях трудных, кризисных ситуациях.
Навыками анализа механизмов регулирования разнообразных социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий в процессе работы с молодой семьей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы сихологии семьи
1.1. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.2. Принципы функционирования семьи Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.3. Общепсихологический подход к изучению семьи Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.4. Формы и типы семей. Полоролевая структура семьи. Функциональные и дисфункциональные семьи Практические 6 4 ОК-6, ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.5. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Лекции 6 2 ОК-6, ОК-7, ОПК-4 Л2.1, Л1.1
1.6. Супружество – основа семьи Практические 6 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.7. Характеристики супружеского союза. Типы нарушения супружеских связей Лекции 6 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.8. Выбор партнера. Любовь и сексуальные отношения в супружестве Практические 6 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.9. Детерминанты брака, взятые из родительской семьи. Семейные конфликты Практические 6 4 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.10. Супружество – основа семьи Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.11. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 6 9 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.12. Тактика воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
1.13. Типы материнского отношения к ребенку. Типы неправильного воспитания Практические 6 6 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.14. Факторы эффективности семейного воспитания Практические 6 6 Л2.1, Л1.1
1.15. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1
1.16. Психологические нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи Сам. работа 6 6 ОК-6, ОК-7 Л2.1, Л1.1
1.17. Типы нарушений функционирования семьи. Семья как источник психологической травмы Сам. работа 6 6 Л2.1, Л1.1
1.18. Экзамен 6 27 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену по курсу «Психология семьи»
Первые вопросы:
Семья как малая группа. Понятие семьи. Функции, формы семьи. Социально-психологические особенности семьи.
Семья как система. Понятие семьи. Особенности семьи как системы. Принципы функционирования семейной системы.
Динамика жизненного цикла семьи.
Супружество как основа семьи. Уровни супружества.
Супружество: факторы стабильности, устойчивости. Задачи брака.
Предбрачный период. Функции предбрачного периода. Факторы, определяющие успешность брачного союза.
Теории выбора брачного партнера.
Конфликты в семье: причины возникновения, динамика.
Развод. Причины разводов. Этапы развода. Последствия развода для членов семьи.
Тактики семейного воспитания и типы семейных взаимоотношений.
Депривация – результат отсутствия эмоциональной связи со взрослыми.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: внутренняя картина семьи, семейные сценарии, наивные семейные постулаты и их роль.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: психологические проявления примитивизма семейных представлений. Активизация семейного сценария.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: примитивизм семейных представлений и нарушения в семье, пути развития внутреннего образа семьи.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: виды нарушений коммуникационного процесса в семье (концепция «отклоненной коммуникации» в семье, парадоксальная коммуникация, «замаскированная коммуникация»).
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: коммуникационная проблема, этапы ее развития.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: причины возникновения.
Семейное нарушение: структура, динамика. Типология трудностей. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Теория латентного нарушения.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейная тревога.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейно-обусловленное нервно-психическое и физическое напряжение.
Родительское отношение: понятие, структура родительского отношения. Типы неправильного семейного воспитания (Э.Эйдемиллер).


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Влияние типа семейного воспитания на особенности протекания подросткового кризиса.
«Семья», «супружество» и «брак» - сравнительный анализ понятий
Любовь как фактор устойчивости семьи.
«Устойчивость», «успешность», «стабильность» как характеристика семьи. Сравнительный анализ понятий.
Факторы устойчивости и успешности семейного функционирования.
Конфликты в семье: психологические причины возникновения, динамика. Средства профилактики семейного конфликта.
Деформация и распад семьи. Развод.
Влияние развода на отдельных членов семьи. Основные направления психологической помощи членам семьи на стадии развода.
Особенности первой стадии жизненного цикла – стадии формирования семьи.
Особенности диагностики и коррекция семейных конфликтов.
Особенности психологических затруднений при вступлении в брак.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье.
Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Особенности нарушение семейной коммуникации по В. Сатир.
Влияние семьи на ранний опыт ребенка. Чувство безопасности и защищенности.
Поощрения и наказания методы воздействия на ребенка.
Семья глазами ребенка.
Невроз как проявление нарушений детско-родительских отношений
Влияние семьи на формирования страха у детей.
Влияние семьи на формирование агрессии у детей.
Семейная система психотерапия – основные положения и методы воздействия.
Супружеская психотерапия – один из аспектов работы с семьей.
Воспитательная неуверенность родителя и неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога.
Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/87D567BE-A350-41E6-AD1F-9D1979307B81
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 https://e.lanbook.com/book/70367
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.